| Налоговая политика ЕС — яблоко раздора
Евросоюзе назревает налоговая война. Крупным державам выгодно уравнять всех членов сообщества под один тариф, а небольшим и экономически слабым регионам — снизить планку до приемлемого уровня или самостоятельно устанавливать размеры сборов. Первое заседание Совета министров финансов ЕС по данной проблеме назначено на 10-11 сентября. На нем будут заслушаны соответствующие рекомендации Еврокомиссии о согласовании принципов налогообложения в странах альянса.
Сергей БРЕГЕДА
ЕС — единое экономическое пространство с общими гармонизированными нормами, правилами и "финансовыми" законами. В теории так оно и есть, а на деле? Реально большинство членов сообщества играют по собственным правилам. Налоговая сфера — не исключение.
Эстонский примерДалеко за примерами ходить не надо. Наша северная соседка Эстония до сих пор не хочет приводить в соответствие с еэсовскими требованиями внутреннюю систему сборов.
Так, согласно директиве ЕС о головных и дочерних предприятиях с 31 декабря 2008 года дивиденды, которые местные "дочки" выплачивают своим иностранным штаб-квартирам, в случае их более чем 25-процентного участия не должны облагаться подоходным налогом. Сейчас Эстония его взимает и отказываться от данной статьи дохода не планирует. Власти видят в ней залог быстрого роста экономики. С другой стороны, несоблюдение норм ЕС грозит стране многомиллионными штрафами. И правильно, считают эксперты. Ничего хорошего для индустриального развития всего альянса в подобном "произволе" нет.
Никто не хочет уступатьНо главной головной болью ЕС специалисты называют подоходный налог с предприятий. Дело в том, что крупные государства, среди которых Германия и Франция, требуют ввести единую для 25 членов сообщества ставку. Для львиной доли старожилов это означает понизить налог, для новичков — повысить его. Тем временем именно низкой планкой, как считают последние, они и привлекательны для бизнесменов других стран.
Позиция противников франко-германской инициативы сводится к следующему: ЕС — не союз сильного большинства, а альянс суверенных государств, имеющих право самостоятельно регулировать размеры собственных налогов. "Крупняк", в свою очередь, пытается давить на оппонентов. Мол, получаете денежки из структурных фондов — так сидите и не вякайте.
Однако эксперты указывают на некорректность подобного укора, поскольку средства, выделяемые из европейских фондов, и повышение налогов — две разные вещи. А то, что мощные державы будут оказывать новичкам финансовую помощь, было ясно еще до расширения ЕС, и "ветераны" ничего не имели против.
"И все-таки новым участникам альянса придется в большей степени уступить в решении данного вопроса", — заявил в интервью эстонской газете Postimees Лауренс Ян Бринкхорст, министр экономики Голландии, председательствующей в ЕС с 1 июля текущего года.
Два вариантаВпрочем, определенная "модернизация" подоходного налога с предприятий в ЕС неизбежна, так как его различие в 25 странах признано преградой для освоения общеевропейского рынка компаниями из разных государств.
Еврокомиссия предложила на выбор две схемы его реформы. Одна предполагает взимать налог с зарубежных корпораций в той державе, где находится ее головное предприятие. Вторая — ввести единый, так называемый наднациональный сбор. Какой вариант покажется европейцам наиболее приемлемым, станет известно в начале осени.
К слову
Байба МЕЛНАЦЕ, пресс-секретарь Министерства финансов Латвии:
— Говорить об изменениях всей налоговой системы того или иного участника Евросоюза — некорректно; каждый из налогов надо рассматривать отдельно. Что касается Латвии, то у нас к моменту вступления в альянс налоговая база почти полностью была гармонизирована согласно требованиям ЕС. Остались лишь какие-то нюансы.
На самом деле дискуссии на тему унификации налоговой политики в единой Европе идут постоянно. Сейчас разгорелись споры по поводу подоходного налога с предприятий. Позиция нашей республики такова. Если мы выполним нормы сообщества, то нам придется повысить ставку, которая сегодня равняется 15%. А это для государства неприемлемо, ведь латвийские политики, наоборот, планируют еще большее ее снижение.
|
|