Передовая борьбы с COVID-19, в представлении латвийских властей, проходит сейчас через торговые точки. Премьер Кришьянис Кариньш и сочувствующие ему министры готовы были лечь грудью на амбразуры, лишь бы не разрешить коварным торговцам заразить население в своих ужасных заведениях.
Как известно, власти так и не разрешили открыться всем латвийским магазинам, как это предлагало Министерство экономики. Все это было подано под таким соусом, будто нет на свете более опасного места, чем магазин. При этом никаких данных по заболеваемости в торговых точках представлено не было. По причине отсутствия такой информации, естественно. Если бы в магазинах люди массово заражались, это, конечно бы, не осталось незамеченным.
Сами торговцы, конечно, люди в этом деле заинтересованные, но их мнение вполне логично: торговля работает в условиях ограничений с 6 ноября 2020 года, но данные о распространении болезни не подтверждают, что магазины каким-либо образом способствуют заболеваемости. Нынешние ограничения, введенные тем же самым правительством, это практически исключают. Два метра, маски, дезинфекция рук, 25 квадратных метров на посетителя. Ну как тут можно заболеть! Разве что облизывая дверные ручки...
«Очевидно, что-то делается неправильно. Заболеваемость по-прежнему высока и снижается очень медленно. Это только показывает, что правительство, вводя ограничения, все время концентрировалось на местах, которые не способствуют заболеваемости, вводило неадекватные ограничения, бесполезно подавляя торговлю непродовольственными товарами и экономику в целом», - говорят торговцы.
Они отмечают, что нет никакого комплексного анализа показателей заболеваемости и их изменений в зависимости от существующих ограничений. При этом мы помним, что, по словам врачей, львиная доля заболеваний приходится на семьи и рабочие места. Этого факта тоже никто не отменял.
Это непонятно
Хороший пример - Эстония. В этой соседней стране заболеваемость COVID-19 в отличие от Латвии сейчас быстро растет. Ее двухнедельный уровень - уже за 1000 случаев на 100 тыс. жителей. В Латвии - около 500 случаев.
По этой причине в Эстонии с 1 по 28 марта ввели дополнительные ограничения. Что они предусматривают? На это время ходить в школы будут только учащиеся 1-4-х классов. Остальные грызут гранит науки дома.
Заниматься спортом и тренироваться теперь можно только в одиночку или вдвоем. Отменены публичные собрания и мероприятия, в том числе конференции, театральные представления, концерты и киносеансы. Закрыты развлекательные заведения, ночные клубы, детские игровые комнаты, музеи и выставочные залы. На улицах разрешены собрания до 10 человек.
А как же магазины? Они как работали все, так и продолжат работу. С соблюдением эпидемиологических требований, естественно, - маски, дезинфекция и прочее.
Интересно также, что в Эстонии работали и продолжают работать рестораны, которые в Латвии заколотили досками так давно, что уже почти никто не помнит, когда именно это случилось. Эстонским общепитам с 1 марта лишь сократили время работы. Теперь они могут быть открыты для посетителей до 18 часов. Кроме того, в зале обслуживания может быть заполнено до 50% предназначенной для клиентов площади.
Почему эстонцы не боятся работающих магазинов и даже (о ужас!) ресторанов, не совсем понятно. То ли коронавирус у них не тот, то ли голова иначе работает.
Простая установка
На фоне той истерики, которую учинили премьер Кариньш вместе с министром здравоохранения Павлютсом вокруг работы магазинов, образцом здравомыслия вдруг оказался министр обороны Артис Пабрикс. По его словам, прежде чем вводить какие-либо меры, следует понять зависимость уровня заболеваемости от тех или иных ограничений.
Ни один эксперт так и не смог объяснить, почему в булочной жители могут делать покупки, а в рядом находящемся магазине антиквариата - нет. «Не думаю, что если открыть антиквариаты, там будут стоять очереди», - говорит министр.
По мнению Пабрикса, Латвия уже год в тени пандемии, и государство могло бы разработать эпидемиологические требования для малой торговли. «Это не попытка возражать мнению экспертов. Для того и есть правительство, чтобы оценить риски во всех сферах, в том числе в экономике и образовании. Мы не можем гарантировать стопроцентную безопасность ни в одной области, так как риски и ошибки есть везде. Абсолютной безопасности нет ни в военном деле, ни во время пандемии», - резонно заметил Пабрикс.
Примерно так же думает и бывший министр экономики, а ныне глава комиссии Сейма по народному хозяйству Ральф Немиро.
«В начале кризиса COVID-19 была очень простая установка – население должно дистанцироваться. Теперь этот принцип подвергнут сомнению и правительство принимает ряд хаотичных решений, в результате чего люди уже не понимают, что именно ограничивается и почему это делается. Кроме того, правительство постоянно меняет свои решения. Мы отклонились от фундаментального принципа - не толпиться», - говорит Немиро.
Закрыть и всё!
Радует, что и в руководстве страны есть люди, которые еще способны мыслить логически. Напомним, что и сам Кариньш недавно объявил о новом принципе жизни в пандемии - о существовании с коронавирусом, а не борьбе с ним, что, как уже всем давно понятно, совершенно бесполезно. Сколько еще понадобится властям времени, чтобы понять, что работать может всё, если соблюдать простые правила двух метров и носить маски. Даже магазины и даже рестораны. Если в малом магазине находится один покупатель и один продавец (а именно так часто и будет происходить, ведь в Латвии полно маленьких магазинчиков), то каким образом они смогут, отделенные друг от друга прилавком и масками, друг друга заразить?
Не говоря уже о том, что никто не опроверг такое предположение: открытие небольших магазинов не только не увеличит заболеваемость, а только уменьшит ее. Ведь люди тогда смогут купить необходимое не только в супермаркетах, но и в других торговых точках, рассредоточившись по куда большей торговой площади, которая сейчас ограничена квадратными метрами крупных супермаркетов. Больше торговая площадь - меньше столпотворений - меньше инфекции.
Конечно, проще всего все закрыть и ни о чем больше не думать. Но как долго еще будем сидеть в пещерах? Не пора ли хотя бы голову высунуть на белый свет?
Григорий АНТОНОВ.