Как свидетельствует обобщенная Банком Латвии статистика, во время пандемии Covid-19 экономические условия латвийских граждан (домохозяйств) в среднем не ухудшились, а значительно улучшились, пишет Юрис Пайдерс в NRA.
Накопления превысили долги
Еще в 2015 году общая ликвидность латвийских физических лиц, с учетом соотношения депозитов и обязательств в коммерческих банках, была отрицательной. Обязательства латвийских физических лиц перед банками были выше, чем общая сумма вкладов латвийских физических лиц. После 2016 года объем обязательств латвийских домашних хозяйств перед банками продолжал снижаться, а объем денежных сбережений продолжал расти в среднем на полмиллиарда евро в течение года. В январе 2020 года общий объем инвестиций латвийских домашних хозяйств в коммерческие банки уже достиг 7,41 миллиарда евро, а общая сумма заимствований составила 4,96 миллиарда евро.
Как же год с Covid-ограничениями повлиял на финансы латвийских домохозяйств? К концу января 2021 года общие инвестиции латвийских домашних хозяйств в коммерческие банки, по сравнению с январем прошлого года, увеличились на один миллиард евро, достигнув уровня 8,45 миллиарда, в то время как общая сумма кредитов физическим лицам практически не изменилась и осталась на прежнем уровне - 4,95 млрд евро.
Чиновники не в обиде
Следовательно, во время пандемии Covid-19 общая финансовая стабильность латвийских домохозяйств улучшилась. Конечно, доходы работников во многих секторах резко упали, но общая финансовая стабильность всех домохозяйств улучшилась. В государственных и муниципальных структурах большая часть работников реального сектора экономики продолжала работать и получать заработную плату. В свою очередь, возможность домохозяйств тратить свои доходы во время пандемии Covid-19 была значительно ограничена. Оценивая тенденции, которые существовали до начала 2020 года, было бы нормально предсказать, что депозиты населения в коммерческих банках в течение следующего года вырастут на полмиллиарда евро, но они увеличатся на один миллиард. Таким образом, можно предположить, что только увеличение на полмиллиарда евро можно объяснить намерением увеличить долгосрочные сбережения и резервы. В свою очередь еще полмиллиарда - это ненамеренная, дополнительная или «сверхплановая» экономия, вызванная временным ограничением по Covid-19.
Негде покупать
Дополнительное увеличение банковских счетов домашних хозяйств на полмиллиарда евро произошло за счет трех основных источников.
В первую очередь, это были покупки, которые были запланированы до Covid , но не сделанные из-за запретов пандемии, большей частью - путешествия, которые невозможно совершить позже.
Во-вторых, это были отложенные во время торговых ограничений покупки, которые будут сделаны позже, как только правительство прекратит лоббирование ряда олигополий супермаркетов и позволит всем торговым компаниям работать в соответствии с эпидемиологическими требованиями.
Убили спонтанные покупки
В-третьих. Так как психология онлайн-покупок значительно отличается от покупок в магазине, отчасти увеличение сбережений было также связано с обстоятельствами, при которых возможности совершать спонтанные покупки значительно уменьшились. Это как анекдот. Семья пошла в IKEA, чтобы купить сковородку, но вышла из магазина с двумя полными тележками с покупками. До Covid-19 спонтанные покупки были важным источником прибыли для торговцев. За последний год недополученный доход торговцев от неосуществленных спонтанных покупок накапливался в виде резервов наличности на банковских счетах.
Поэтому утверждать, что кризис Covid-19 только негативно повлиял на Латвию, неверно. Каждый кризис - это конец чего-то и начало чего-то нового.
Если кризис закончится вовремя, латвийские домохозяйства войдут в следующий цикл экономического развития с высоким уровнем сбережений и изменившимся поведением потребления, так как время Covid-19 научило многих людей делать рациональные покупки и создало привычку обходиться без ненужных и спонтанных покупок.