Правительство обсуждало жесткие меры в общей сложности… 14 часов! Эксперты все равно остались недовольны и мечтают о том, чтобы полностью "остановить общество"
Если сравнивать поведение правительства с действиями медиков, то исполнительная власть под руководством Кришьяниса Кариньша, вместо того чтобы дать задыхающемуся пациенту кислород, пыталось лечить больного… успокаивающими средствами. В надежде, что… "само пройдет".
Напомним, что рост заболеваемости ковидом возобновился после летней передышки уже в конца августа. Вместо того, чтобы разработать хоть какой–то план действий, правительство "ждало и верило": мол, а вдруг вирус пожалеет Латвию, и у нас будет несколько иная ситуация, нежели в соседних Литве и Эстонии.
Лишь 28 сентября Кабинет министров согласился ввести чисто символические ограничения (в частности, по количеству людей, которые могут собираться вместе на улице и в помещениях). Но и они должны были вступить в силу… спустя 2 недели, то бишь с 11 октября. Также правительство (вместо сейма) объявило обязательную вакцинацию для медиков, соцработников и учителей. Но и это требование фактически запускалось лишь с 15 ноября.
Зачем для символических ограничений, которые вообще не затрагивали, например, торговые центры, общественный транспорт и учебные заведения, нужен был столь длительный переходный период — до сегодняшнего дня? Министры надеялись, что вирус тоже возьмет паузу и до 11 октября не будет атаковать латвийцев? Рационального объяснения найти этому невозможно. Ну разве что, как обмолвился на днях глава минздрава Даниэлс Павлютс, "политики испугались народного гнева".
Доигрались до катастрофы
Уже 28 сентября, в момент принятия незначительных ограничений, всем, включая, кажется, и части министров, было ясно, что это решение совершенно бесполезно в борьбе с пандемией. И политики просто упускают драгоценное время.
Чем холоднее погода, тем больше времени люди проводят в закрытом пространстве, и, значит, особо заразный индийский штамм распространяется с огромной скоростью. К тому же очно работают ВСЕ учебные заведения страны. Уже в начале минувшей недели больницы буквально захлебнулись от потока госпитализированных с ковидом. Причем особо росло количество тяжелых и очень тяжелых пациентов. Если во время второй волны пандемии из каждых 100 зараженных в стационар попадали 10–12 пациентов и из них тяжелых было два–три, то нынче из каждых 10–12 госпитализированных тяжелых уже четыре–шесть, и скоро свободных мест в отделениях интенсивной терапии не останется!
Последней каплей для медиков стала новость о том, что "скорые" были вынуждены или часами стоять "в очереди" в приемные покои больниц, или "путешествовать" с ковидными больными по Латвии, ожидая, какая из больниц сможет принять пациентов.
В минувшую среду представители Общества врачей Латвии провели экстренную пресс–конференцию, на которой, комментируя действия правительства, или, точнее, бездействие, уже не выбирали выражений. Они предупредили, что Латвию ждет настоящая катастрофа уже в течение ближайших недели–двух. То бишь наступит полный паралич системы здравоохранения, когда неотложную медпомощь уже не смогут получить ни ковидные больные, ни пациенты с другими острыми заболеваниями. В пользу этого зловещего сценария говорили цифры.В то время, как врачи напряглись, члены правительства расслабились. К моменту, когда медики фактически послали сигнал бедствия, половина министров… оказалась в командировках, а кто–то нашел "подходящий" момент, чтобы уйти в отпуск!
Министры и чиновники уходят в ночь
Но все–таки медикам удалось достучаться, или, если хотите, напугать правительство. Однако была опасность, что чисто политически министры опять не смогут договориться о введении тех или иных ограничений. Поэтому премьер решил действовать в два этапа: сперва обсудить возможные меры на кризисном совете и лишь затем, уже достигнув консенсуса, принять нужные решения на внеочередном заседании кабмина.
Все это господин Кариньш надеялся успеть сделать в течение рабочего дня четверга. В итоге дискуссия на кризисном совете продолжалась… 10 часов! Брифинг о достигнутных на кризисном совете договоренностях премьер и министр здоровья провели уже во втором часу ночи! 10 часов понадобилось политикам, чтобы прийти к тому выводу, который наша газета сделал еще дней 10 назад — о необходимости ввести в стране чрезвычайную ситуацию.
Усталые, но довольные достигнутыми договоренностями, министры пошли спать, а вот чиновники, насколько можно было понять, ночью глаз не сомкнули — им нужно было срочно готовить постановление кабмина, которое правительство было намерено принять в пятницу в 17.00.
Итак, на часах 17.00, 8 октября. К моменту начала судьбоносного заседания кабмина текст постановления успел получить только… шеф Госканцелярии Янис Цитсковскис! Перед глазами премьера и министров был лишь пустой экран компьютера. Такого в новейшей истории Латвии еще не было: министры должны были обсуждать и принимать постановление о режиме ЧС на слух, а затем в режиме быстрого пролистывания текста — на компьютере! Лишь после 19.00 министры увидели проект документа, который им предстояло одобрить.
Чем танцоры хуже спортсменов?
В ходе обсуждения вскрылась еще одна абсурдная вещь: некоторые ограничения, включенные в правительственный проект, накануне ночью даже не обсуждались! Тем не менее чиновники на свой страх и риск решили эти ограничения, простите, засунуть в документ.
Министр культуры Наурис Пунтулис недоумевал, почему, например, 30 спортсменов могут собираться на тренировки, а такое же количество танцоров собираться вместе с 11 октября будут не вправе! Разве доказано, что танцоры с точки зрения заражения вирусом являются более опасными, нежели спортсмены?
А пункт об общественном транспорте вообще шокировал министра сообщения Талиса Линкайтса. В одном из пунктов было записано, что загрузка общественного транспорта должна быть не более 50% от максимально допустимого. Как обеспечить это требование, например, в часы пик в той же Риге? Теперь что же, оставить школьников мерзнуть на остановке, если выяснится, что в автобусе, подъехавшем к остановке, уже достигнут максимум пассажиров?
Нет сертификата — деньги давай!
Но если требование о загрузке в 50% удалось вычеркнуть из проекта (по крайней мере до завтрашнего заседания кабмина), то другой пункт — о льготах в общественных транспорте — в итоговом документе остался.
А именно: с 18 октября пользоваться льготной оплатой проезда в общественном транспорте смогут лишь те совершеннолетние пассажиры, которые имеют сертификат переболевшего или вакцинированного. В переводе на простой язык это означает, что, например, в муниципальным общественном транспорте Риги бесплатно смогут с 18 октября ездить только пенсионеры, которые смогут предъявить сертификат вакцинированного или переболевшего. Соответственно, придется платить полную стоимость билета и невакцинированным студентам вузов и техникумов, а также старшеклассникам, достигшим 18 лет.
Министр сообщения Т. Линкайтс усомнился в том, что в той же Риги, учитывая устаревшую систему э–талона, будет возможность определить, кто же из пассажиров–льготников имеет сертификат. Однако решение в итоге было принято.
И возникает вопрос: кто и как будет проверять наличие сертификата у сениоров, студентов и других имеющих право на льготный проезд. Сами водители общественного транспорта? Контролеры — в избирательном порядке? Муниципальные полицейские? Внести ясность самоуправлениям нужно будет до 18 октября.
Соломоново решение?
Примечательно: еще до принятия тех или иных жестких ограничений медики уверяли, что точка невозврата пройдена и теперь остановить катастрофу может только локдаун. "Нам необходимо на две–три недели остановить общество", — повторял, как заклинание, инфектолог Уга Думпис, настаивая на том, чтобы жестко ограничить передвижение не только невакцинированных, но и полностью вакцинированных — с сертификатом!
Правящие политики оказались между молотом и накавальней. Если не ограничить всех, то есть риск, что через пару недель ситуация все равно продолжит ухудшаться, и тогда всю страну придется заблокировать, что, разумеется, приведет к полной остановке экономики. Если же ограничить всех, в том числе и вакцинированных, то это означает лишить невакцинированных мотивации прививаться. Антиваксеры будут кричать, что не было смысла прививаться, поскольку все одинаково будут сидеть дома.
В результате кабмин принял соломоново решение: с одной стороны, ограничил во всем невакцинированных, а с другой — создал определенные неудобства и для обладателей сертификатов. Со списком основных ограничений вы можете ознакомиться на 2–й странице сегодняшнего номера. Мы лишь выделим два момента. Во–первых, с сегодняшнего дня невакцинированные не смогут посетить ни один крупный торговый центр — им придется довольствоваться маленькими магазинчиками, в которые наверняка будут образовываться очереди. Тем самым неудобства при посещении таких магазинов в спальных районах возникнут и у вакцинированных.
Во–вторых, невакцинированные с сегодняшнего дня не смогут есть даже на террасах кафе и ресторанов. Им позволят лишь заказать еду на дом. Вакцинированных будут пускать и на террасы, и за столики внутри кафе и ресторанов, но за каждым столиком смогут находиться максимум 4 человека. "А если семья многодетная?" — поинтересовались министры. "Они будут тогда сидеть за разными столиками", — пояснили авторы идеи разделения и вакцинированных семей.
Кроме того, принято решение, что и в торговых центрах, куда будут пускать только с сертификатом, в выходные дни не будут работать большинство магазинов. То есть даже вакцинированные в субботу, воскресенье и в праздники не смогут купить себе обувь, одежду, мебель… Видимо, авторы проекта решили, что вирус наиболее опасен для вакцинированных именно по выходным…
На работу — только с тестом или кодом
Новое постановление фактически позволяет ВСЕМ работодателям отравлять на удаленку невакцинированных работников или работников без свежего теста. Фактически очно смогут работать только обладатели сертификата или теста, который работники или работодатели должны будут оплачивать сами.
Правда, пока неясно, будут ли наказываться работодатели, если они позволят очно работать без теста и сертификата — скажем, если речь идет о работниках, которые не оказывают услуг населению. Например, работники склада, которые с посетителями никак не общаются.
Так или иначе, но очевидно, что государственные и муниципальные учреждения с сегодняшнего дня будут обслуживать посетителей только в так называемом зеленом режиме, то есть исключительно людей с сертификатами переболевшего или вакцинированного. Лишь в экстренных случаях сгодится свежий отрицательный тест на ковид.
Соответственно, и работники всех государственных и самоуправленческих структур, включая общества капитала (читай: государственные и муниципальные предприятия), должны будут к 15 ноября иметь сертификаты о вакцинации. В противном случае их ждет увольнение.
Локдаун через три недели?
Итак, достаточно жесткие меры приняты и вступили в силу. Что дальше? Есть вероятность, что предложенная правительством "терапия" уже не остановит разбушевавшийся вирус, и ситуация продолжит ухудшаться.
А именно: количество госпитализированных превысит 1500 человек, и отделения интенсивной терапии будут полностью забиты. В этом случае властям придется срочно создавать "полевые госпитали" — использовать пустующие помещения вблизи университетских клиник или на территории университетских клиник.
Глава минздрава уже предупредил еврокомиссара по здравоохранению, что Латвия вскоре может обратиться к ЕС за срочной помощью — отправкой к нам иностранных медиков и модулей для полевых госпиталей по линии гражданской обороны. При таком развитии событий ЛОКДАУН станет НЕИЗБЕЖНЫМ. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В этом смысле ближайшие три недели станут определяющими. Если к 1 ноября ситуация будет только хуже, то локдаун может быть введен уже, например, с 6–7 ноября.
Абик ЭЛКИН.