Библиотека им. Николая и Михаила Задорновых, которая сейчас работает в Доме Москвы, постоянно пополняется новыми читателями. Некоторые, придя, сразу подходят к портретам Михаила и Николая Павловича у входа и говорят слова благодарности…
Спешите делать добро
— Это Мишино детище, — с гордостью и легкой грустью произносит Людмила Николаевна Задорнова. — Традиция благих дел жила в нашей семье всегда. Латвия для Михаила родина, и он всегда старался здесь помочь людям — не смотрел на национальность, положение. Это у нас от родителей — папа, знаменитый исторический романист Николай Задорнов, помогал молодым писателям. Никогда не давал в долг, но если мог помочь безвозмездно, всегда делал это. Помог продвинуться многим писателям и поэтам.
Когда пошла в школу после войны, с нами училось немало детей из бедных семей. Знаю, что мама вместе с несколькими другими мамами собрали деньги и купили школьные формы девочкам из таких семей. Не ждали помощи от собеса, других организаций, а видели, что помощь нужна, и помогали. Моя подруга заболела легкими — мой папа давал деньги, и девочку кормили сливочным маслом. Она по сей день ему благодарна…
В нашей семье принято было не брать деньги, а отдавать. И в Мише это тоже проявилось в полную силу.
— И он никогда это не афишировал, — включается в разговор администратор библиотеки Наталья Завгородняя, прежде работавшая помощницей Михаила Задорнова. — В конце каждого месяца на столе Михаила Николаевича лежали конверты с деньгами, предназначенными для его школьных учителей, ветеранов, других нуждающихся. Потом они нам звонили, говорили: мы за него молимся…
Память живет
Людмила Николаевна: — И, конечно, после кончины отца мы старались все делать для увековечения его памяти. И мама за день до своей кончины нас собрала и дала наказ: "Вы должны сделать все, чтобы память об отце сохранялась".
Михаил, конечно, в этом преуспевал больше, я ему помогала. И однажды он пришел и говорит: "Давай открывать библиотеку". Это был 2009–й, год 100–летия отца. А к его 90–летию в Пензе, на его родине, была открыта мемориальная доска. Я хлопочу о том, чтобы этот дом, где он жил, передали Пензенскому литературному музею, куда я отдала весь архив отца и мебель из его кабинета. Там в прошлом году, к 110–летию отца, открыли его мемориальный кабинет. Недалеко от этого дома расположилась библиотека им. Н. Задорнова. Я хлопочу у губернатора, чтобы эту библиотеку передали музею, где она сможет расположиться более просторно.
Сейчас переиздаем все папины романы и даже не опубликованные прежде. Издания будут снабжены снимками тем мест и людей, о которых он писал. Читаешь — он как будто предсказал то, что мы видим сегодня…
Читателей все больше!
— Михаил перед своей кончиной меня попросил, чтобы Алексей, мой сын, возглавил библиотеку. Конечно, прежде, на ул. Алберта, она была в прекрасных условиях, но потом содержать ее он уже не мог… Но сейчас мы в центре города, в хорошем месте, и у нас сегодня 7225 читателей — за последнее время больше чем на тысячу рост. Приезжают из Огре, Юрмалы.
Когда Миша договаривался с Московским центром международного сотрудничества о финанасовой поддержке, сумма была на тот момент приличная. То количество рублей можно было обменять на вдвое большую сумму в евро, чем теперь. Поэтому мы резко ограничены в средствах — финансовой помощи Москвы хватает только на зарплаты.
А хорошо бы купить дополнительные книжные полки — на тех, что у нас есть, 3,5 тонны книг! И, конечно, хорошо бы иметь помещение попросторнее. Но тут уж Москва нам говорит — ищите спонсоров.
Издательство "Вече" выделило нам 200 книг, но в связи с коронавирусом мы не можем их перевезти. Помогает книгами и Союз писателей России, лично его председатель Николай Иванов. Мы проводили у них вечер, посвященный 110–летию отца, выступали ребята из московского Агиттеатра, организованного Михаилом.
Н. Завгородняя: — Если кто–то захочет принести нам книги, мы принимаем только новые, изданные 2–5 лет назад. Но и сами покупаем. Вот трилогию Дины Рубиной купили, и читатели принесли и подарили экземпляры. Одна дама принесла несколько сумок книг, изданных за два последних года, другая читательница с каждой пенсии дает нам по 20 евро, чтобы мы купили новые книги. Все говорят, что такого количества книг на русском языке ни в одной местной библиотеке нет. Есть у нас коробка, из которой можно брать себе книги навсегда.
— Люди сразу поняли, что это будет народная библиотека, — говорят ее сотрудники Лариса Карпова и Елена Шулакова. — Это была идея Михаила Николаевича, поэтому нам приносили те книги, которые были дороги самим. И поначалу были не только те, что он покупал или подарки. Фонд у нас своеобразный — много классики и много современной литературы.
Все традиции стараемся сохранять. Конечно, Прилепин и Соловьев, как в прежние годы на ул. Алберта, у нас не выступают, но пусть маленькие, но литературные мероприятия проходят каждый месяц. И на ближайщий месяц намечены два — презентация книги для подростков Елены Соковениной, московской писательницы, которая живет в Риге (там рассказы "Импровизаторы", "Саквояж", "Мадам Ренар"), и новой книги Наталии Кетнере. Вот справочный телефон, по которому можно узнать о встрече и записаться — 27020146.
Л. Задорнова: — Удивительно, но молодые люди из Москвы и Санкт–Петербурга, приезжая в Ригу, заходят к нам. Откуда узнают? Мол, еще на концертах Михаила Николаевича он говорил, что в Риге есть такая народная библиотека. Многие приходят и на могилу Миши и Николая Павловича в Яундубулты…
Наталья ЛЕБЕДЕВА.
Фото Владимира СТАРКОВА.