Организатор "Евровидения" отказал Украине в праве проведения конкурса в 2023 году. В действительности этой возможности Украину лишила Россия, считает Андрей Бреннер.
Сенсации не произошло. В пятницу, 17 июня, Европейский вещательный союз сообщил, что в 2023 году Украина не сможет провести "Евровидение". Это право по традиции получает победитель предыдущего конкурса. Главной причиной отказа учредитель назвал проблему с обеспечением безопасности. Рассчитывать на то, что война, развязанная против Украины Россией, закончится в ближайшее время, не приходится.
А проводить самый масштабный телевизионный музыкальный конкурс в мире в условиях военных действий - утопия. За почти четыре месяца войны весь мир мог убедиться в "гуманности" высокоточного российского оружия, которое за объекты военной инфраструктуры принимает театры и больницы, жилые дома и школы, детские сады и торговые центры.
Условия для проведения "Евровидения"
Возможно, кое-кто возразит: но ведь Украина уже принимала "Евровидение" в 2017 году, когда война шла на востоке страны. Тогда ситуация была иной. Боевые действия велись только в Донецкой и Луганской областях. Российские войска официально не принимали в них участие. Остальная территория Украины не подвергалась ракетным обстрелам. Однако и тогда обеспечение безопасности имело приоритетное значение. Так, с этой целью 13 мая Международный выставочный центр в Киеве, где проходил финал "Евровидения-2017", по всему периметру был оцеплен украинскими военными.
Помимо очевидной и для непосвященных проблемы с обеспечением безопасности, есть еще несколько специфических не только для проведения этого международного конкурса условий. Во-первых, наличие подходящей арены. Она должна быть крытой, вместительной, а также соответствовать техническим стандартам для такого рода мероприятий. Но уже пять лет назад Международный выставочный центр в Киеве с трудом удалось апгрейдить до нужного уровня. С того времени реконструкций концертных площадок в украинских мегаполисах не проводилось.
Именно крупные города, имеющие достаточное количество гостиничных мест для участников, технического персонала, зрителей и журналистов, а также международные аэропорты, рассматриваются как кандидаты на проведение "Евровидения". Но многие аэропорты в Украине стали целью российских обстрелов, воздушное сообщение прервано. А у компании "Украинская железная дорога", делающей, казалось, невозможное в эту войну, сейчас есть дела поважнее, чем перевозить кочующий балаган "Евровидения".
Конкурс такого уровня - это не краткосрочный приезд иностранных политиков в Киев. На его планирование уходит почти год. Сцена, проектируемая заново для каждого "Евровидения", строится за месяц до финала, а репетиции участников начинаются за две недели до финального шоу. Украина наверняка справилась бы с этими задачами. Если бы не было войны.
"Евровидение" в долгу у Украины
Поэтому украинцам не стоит обижаться на Европейский вещательный союз, отказавший им в праве в третий раз принять у себя "Евровидение". Исполнительный продюсер конкурса Мартин Эстердаль был искренне восхищен успехом Kalush Orchestra, когда на пресс-конференции победителей в Турине передал украинской делегации папку с каталогом требований для проведения шоу. Какое решение будет принято, он наверняка уже знал, но оказал должное уважение стране-победительнице и отдал дань традиции.
В заключении пресс-релиза Европейского вещательного союза особо указывается, что нынешняя победа Украины обязательно найдет отражение на предстоящем конкурсе. Это то, о чем организатор "Евровидения" обязан позаботиться. Это его долг перед страной, победившей на конкурсе, несмотря на российские обстрелы, гибель людей и разрушения. Праздника "Евровидения" Украину лишила Россия, развязанная ею бессмысленная и жестокая война. Места на этом празднике нынешней России нет. И как бы ни соревновались в сарказме по поводу конкурса российские пропагандисты и псевдопатриоты, Россия обокрала и себя. "Евровидение" был и остается любимым конкурсом многих россиян, а успех на нем Москва считала делом и политического престижа.