Концерт, посвященный 40–летию Рижского рок–клуба, собрал в клубе "Черная пятница" сотни слушателей и самые знаменитые группы, которые в Латвии теперь уже считаются буквально легендарными: "Спецбригада", BB Max, "Трио Яниса Ванадзиньша", "Тайзелс", Mirta & Hot Acoustic и, конечно, "Цемент" во главе с бессменным лидером Андреем Яхимовичем.
Виски и киски
А в зале послушать их собрались и все те, кто помнит время Рижского рок–клуба, их дети и даже внуки. Сложно поверить, но многим неформалам восьмидесятых теперь не просто полтинник или перевалило за 60, но даже и под 70. Впрочем, на юбилейном концерте все зажигали, словно они только стали студентами.
К примеру, тому же Яхиму за несколько дней до концерта исполнилось 64 года, а на сцене он преобразился и выглядел помолодевшим лет на тридцать. В свою очередь, голос "Тайзелса" Пиночет давал на сцене жару так, что и нынешние тинейджеры нервно курили бы в сторонке. Лихие песни в его исполнении, например, "Рок живет", "Мы полетим", "Прощай", "Бумажные цветы", "Виски, киски, скорость, рок–н–ролл" буквально разрывали стены "Черной пятницы".
У сцены подпевал Пиночету другой бравый латвийский музыкант, бас–гитарист Женя Че Гевара. Право, такое, чтобы Пиночет и Че Гевара смотрели бы друг другу в глаза с расстояния в нескольких метров и радовались бы встрече, могло быть только на концерте в честь Рижского рок–клуба!
"Настоящий рок до сих пор жив"
После выступления лидер "Тайзелса" (группа названа в честь исключительно любимого неформалами латвийского крепленого вина, которое в 80–е и 90–е рокеры "глушили" декалитрами) Виктор Пиночет пообщался с порталом bb.lv:
— Наша группа не являлась членом Рижского рок–клуба, но при этом на общих концертах регулярно выступала. Как и позже на сцене "Саксофона", который для рижских музыкантов стал логичным продолжением рок–клуба.
Сейчас нашей команде 35 лет. Играют в ней старые жгучие перцы — и никто не скажет, сколько нам лет. Это, брат, рок–н–ролл — и по жизни, и в душе, и вообще во всем. Настоящий рок до сих пор жив, хотя в нынешнее время у народа музыкальные предпочтения часто совсем иные, но это правильному делу не помеха.
Сегодня звучали и новые песни "Тайзелса": "Девочка–фэншуй", "Сайгон" и "Рок живет", которую написал наш барабанщик Бармалей, который сейчас творит за всех — и за Мыча, и за Мантура, ушедших из этого мира.
Есть в музыкальном рюкзачке "Тайзелса" и песня, посвященная Сашке Мантуру. Вообще, наша группа может легко дать сольный концерт часа на три, ведь песен полным–полно — уже четыре альбома записали, и продолжаем жить с драйвом, — успел сказать Пиночет и убежал в зал поближе к сцене, где как раз готовилась к выступлению "Спецбригада" во главе с Кастотом.
Группа достойно звучит по сей день, а во времена рок–движения в СССР была любима народом не меньше, к примеру, "Наутилуса Помпилиуса" во главе с Бутусовым.
Большое видится на расстоянии
В зале "Черной пятницы", конечно, была и известная латвийская радиоведущая Илона Яхимович, сделавшая немало уникальных передач, посвященных отечественным музыкантам. Она сказала порталу bb.lv: — Некоторые важные вещи не оцениваются в свое время подобающе сходу. Должно пройти много лет, и вот тогда — и оценят, и вспомнят. Увы, многие вот так сразу часто не понимают значения происходящего. Поэтому очень важно рассказывать об этом, делать аудио— и видеозаписи — для будущего. Ведь в свое время Рижский рок–клуб сделал для всего рок–движения Союза не меньше, скажем, ленинградского, где выросли и Цой, и Науменко, и Шевчук.
Да, мне самой во времена рок–клуба было совсем мало лет, но помню происходящее тогда отчетливо. Приобщилась я к такой музыке со знакомства с Карлом Хламкиным, а потом и с остальными прекрасными искренними людьми в тусовке, где всегда любили красивых девушек. И я очень рада, что чувство живой музыки во всех людях, кто здесь сегодня, сохранилось, не пропало и помогает понимать в том числе и другую хорошую музыку. Так что влияние рижских рок–н–рольщиков на окружающий мир, бесспорно, велико, — убеждена Илона Яхимович.