Агнесса Ноллендорф – гостья из прошлого, настоящего и будущего

Lifenews
BB.LV 06:14, 17 февраля, 2024 0

Родиться в мрачном 1937-м, пережить войны, победы и крушение империи, уехать за любимым с Урала на Балтику, быть на переднем крае науки, воспитать сыновей – это все про Агнессу Ноллендорф (87), нашу героиню из городка Икшкиле. Истории ее жизни хватило бы на книгу, а то и на телесериал. Сама же Агнесса отражает ее в лирических стихах – пишет, как дышит. Всю жизнь! Ее правила жизни просты, мудры и остроумны.

 

От деревенской грядки до Тимирязевской академии

«Манило смолоду в дорогу, И звали дальние края, Порой казалась мне убогой Деревня тихая моя…»

– Мои родители – горожане в первом поколении, жили в Кирове (до 1934 г. город именовался Вяткой. – Прим. автора). Все предки крестьянствовали в деревнях вблизи города. Детство мое прошло у бабушки в деревне Куликовской, ее я считаю своей настоящей родиной. Отсюда у меня уважение к простым людям и тяга к труду на земле. Где бы я ни жила и ни работала, без огорода представить себя не могу…

Когда началась война, отец Агнессы ушел на фронт. Вернулся инвалидом. Для Агнессы с сестрой Галей времени на детство уже не осталось. Работа по хозяйству, на грядках, умение «косить и жать и людей уважать» пригодились и привели ее прямиком в столицу, в сельскохозяйственную академию - знаменитую Тимирязевку (ныне Российский государственный аграрный университет имени К. А. Тимирязева. – Прим. автора). Отличница учебы плюс многолетняя практика на селе дали в сумме блестящий результат: академию Агнесса окончила с красным дипломом.

Но и для таких талантливых студентов никто в те годы распределения не отменял: и после Москвы Агнесса оказалась в деревне на Урале в качестве специалиста по селекции и семеноводству.

От танцев в Москве до печати в сельсовете

«На ум нейдут работа, пища, сон – Неважно все, когда бы только он Доверил почте пару строчек нежных, Чтоб не угас костер моей надежды…»

Учеба учебой, а молодость – время чувств и страстей! Свой «женский» экзамен Агнесса сдала на танцах, и тоже на «отлично». На танцплощадке в академии познакомилась с высоченным красавцем латышом с необычным именем Вилнис. И оба сразу оказались на одной волне – музыки, танца, любви. Но влюбленным пришлось расстаться – Агнесса уехала по распределению.

Почтовый роман продолжался в письмах – длинных, красивых, пылких. Только любовь по почте Вилнису скоро надоела, он приехал на Урал и сделал предложение. Молодые отправились в сельсовет и расписались – поставили печать в паспорт. Встречала жениха, а провожала в Москву уже мужа: Вилнис отправился доучиваться в той же Тимирязевке.

Так девушка из Кирова, урожденная Пересторонина, взяв фамилию супруга Ноллендорф, стала готовиться к переменам в жизни и к переезду.

А готовилась Агнесса на словах – но только в прямом смысле: засела за латышский.

За любимым – на край света!

В жизни Агнессы выражение «на край света» – не фигура речи. Уехать с мужем ей предстояло действительно на западный край географической карты СССР. Вилнис после учебы в Москве возвращался в Латвию, поэтому к книжкам по специальности у Агнессы добавился учебник латышского. Отличница по жизни и здесь оказалась на высоте: отлично овладела языком, хотя в те годы ни о каких курсах, категориях по госязыку речи не было.

На вопрос, каким чудом удалось так быстро в совершенстве освоить язык, Агнесса ответила: «Никакого чуда! Днем я работала, а вечером читала, делала упражнения и засыпала с книжкой латышского под подушкой. Если надо, значит надо!»

Муж Агнессы родом из Курземе, из поселка Усма, что на берегу одноименного озера. В его семье всё по-латышски. Свекровь по-русски только слово «спасибо» и знала. Тут-то молодая невестка и поняла – все она сделала правильно. Приняли ее в новой семье хорошо.

Работа до пота и – до… космоса!

Сегодня многих удивит, что в прошлом веке научные сельскохозяйственные учреждения Латвии были в авангарде. Агнесса принимала участие в разработке важных для сельского хозяйства и пищевой промышленности новых культур и сортов. К примеру, рапс, считавшийся ранее кормовой культурой для животноводства, перешел в разряд пищевых продуктов – результат кропотливой научной работы. А про водоросль хлореллу и того интересней: ей отводилась роль важного звена в цепочке жизнеобеспечения космонавтов в полете на борту корабля. Для решения стратегической задачи первенства в освоении космоса в СССР привлекались лучшие умы, и Агнесса - среди них.

Когда узнала о возможности продолжить учебу в аспирантуре в Ленинграде, Агнесса сразу же собралась. Правда, к тому моменту она уже была мамой двоих сыновей – Раймонда и Андрея.

– Выручила меня сестра, она жила в Ленинграде и согласилась помочь. Оформили детей в садик «на сутки», а сама я – вся в учебе…Стала сначала кандидатом, а позже и доктором наук – блестящая карьера молодого ученого складывалась не благодаря, а вопреки непростым жизненным обстоятельствам.

Однако защитить семью оказалось труднее, чем диссертацию. С мужем Агнесса рассталась. Развелись, когда сыновья уже закончили учебу в школе. Ей остались наука, работа, уверенность в правильности выбранного пути да стихи. И еще сны, после которых появились пронзительные строки на бумаге: «...и ты за все меня прости, а я давно тебя простила…»

Когда рушится нерушимое

«Не пишу я в радости стихов, Их пишу я только от печали, Чтобы слезы глаз не застилали, Выплачу их капельками слов…»

Все изменилось кардинально, когда рушилось, казалось бы, нерушимое. В том числе и наука, и вера в «разумное, доброе, вечное». Кстати, на вопрос Агнессе как поэту, чье стихотворное творчество ее вдохновляло по жизни, она ответила уверенно, не задумываясь: «Пушкин!» А потом, чуть позже, добавила: «А самый плавный стих – у Некрасова…»

Из науки Агнесса ушла, передав молодым коллегам исходные материалы по селекции гречихи, из которых позднее родился новый сорт.

А сама занялась новым делом – у Агнессы родилась первая внучка Рената.

С любовью по жизни

«Под занавес судьба мне подыграла, Любовь мне в утешение послала…»

За этими лирическими строками из стихов Агнессы – состояние души женщины и поэта. «Люблю и любима…» – говорит она о себе уверенным голосом счастливой женщины. Я ей верю.

В редакцию на интервью Агнессу привез на машине ее друг Владимир Михайлович Петров. Он не столичный житель, живет сейчас в Саласпилсе, но, несмотря на солидный 85-летний возраст, лихо сориентировался в лабиринтах офисного квартала, быстро нашел место для парковки и доставил «свою Асю» строго в назначенное время.

Как же удивительны зигзаги судьбы! Агнесса и Владимир знакомы более 40 лет. Вместе работали в одной научной сфере, каждому из них энтузиазма было не занимать. Он тоже доктор биологических наук. Именно такие, как они, первыми достигали результатов, делали открытия, благодаря которым Латвия была на передовых рубежах науки. А вот личное нередко уходило у них на второй план. Несправедливо?.. Судьба решила исправить свою оплошность, как образно написала Агнесса, «под занавес». Сейчас у них обоих на первом плане – личное, здесь и сейчас.

Владимир стал и другом и «плечом» именно тогда, когда Асе так нужна была опора близкого человека. Такого, у которого всегда можно спросить: «А ты помнишь?..» Глядя, как общаются Агнесса и Владимир, не возникает сомнения: такой человек помнит все, а главное – ценит. Чем дальше, тем больше.

Во время фотосессии Владимир был предельно внимателен: все спрашивал, удобно ли Асе, не нужно ли чего, хоть воды, хоть салфетку; после – внимательно огляделся: «Ой, тросточка Асина завалилась, а она не заметила»... Настоящий рыцарь. Такой искренней преданности и участию тоже веришь – такие чувства не сыграешь.

Как верю и в то, что книга стихов Агнессы Ноллендорф (существующая пока только в рукописи) обязательно найдет своего издателя и читателя, как любовь безошибочно находит ждущее сердце.

От первого лица

7 правил жизни Агнессы Ноллендорф

Научись прощать, даже если тебе этого не хочется.

Не принимай импульсивных и поспешных решений. Бегущий впереди паровоза рискует попасть под его колеса.

Не мелькай слишком часто (и без приглашения) в домах (и огородах) родственников. Если все же случается там бывать, чувствуй себя как гостья, а не как санинспектор или злобная уборщица с тряпкой и веником. Запомни: самое большое наказание за твои проступки и подлости – больная совесть и непреходящий стыд.

Старайся не обсуждать свои телесные недуги – это самое неинтересное, что у тебя есть.

Не увлекайся самокопанием: результаты могут быть неутешительными. И вообще, постарайся быть к себе снисходительной: тяжело жить и уживаться с человеком, который внушает тебе отвращение.Избавляйся от представления о жизни как о необходимости тащить воз. Живи легко, не кисни и не копи обиды.

Латвии

В иных краях мне выпало родиться,И здесь, я знаю, не моя земля, Но как случилось с нею мне сродниться, Чем ты пленила, Латвия, меня?

Твоей природы красотой неброской,Теплом внезапным в зимнем феврале, Людского трудолюбия упорствомИ тягою извечною к земле.

Старинных башен силуэтом точным, Вонзающимся в неба синеву,И сельскими старушками в платочках, На бабушку похожими мою.

А может, хоровым многоголосьем,Что издавна живет в твоих краях,И волнами желтеющих колосьевНа маленьких ухоженных полях.

Быть может, волн балтийских переливом,В ночь Янову кострами вдалекеИ буквами пылающими LIGO,Плывущими по медленной реке.

А тем еще, что здесь родились дети,И ты как мать для них всегда одна – Одна-единственная в целом белом свете – Их родина – зеленая страна. Октябрь 2012

Подписывайтесь на Телеграм-канал BB.LV! Заглядывайте на страницу BB.LV на Facebook! И читайте главные новости о Латвии и мире!
Комментарии (0)


Статьи по теме

Lifenews 28-летняя Анна Заворотнюк об ушедшей маме: «Ей там легче и лучше» (ВИДЕО)

"Мы, ее дети, должны быть ее продолжением, продолжать ее и двигаться дальше".

Lifenews 28-летняя мультимиллионерка Кендалл Дженнер изучала Лувр ночью и босиком (ВИДЕО)

"Какое неуважение швыряться своим богатством и привилегиями в лицо публики", возмущаются простые американцы.

Lifenews Вызовы Эвелины Блёданс: 55-летняя московская латышка и её особенный сын (ВИДЕО)

«Из больницы в больницу, походы к остеопатам, каждые три недели кровь сдавать».

Читайте еще