Вы не поверите, но сегодня сейм на одном из своих пленарных заседаний (а их планируется провести аж три подряд) должен заслушать отчет премьера ЛР Кришьяниса Кариньша о проделанной работе за период до марта сего года!
То бишь еще до наступления пандемии и введения в стране режима чрезвычайной ситуации (ЧС)! Вопрос о том, кому это сейчас интересно, является действительно риторическим. Равно как и потерял всякий смысл тот раздел доклада премьера, в котором говорится о планах правительства на ближайшую перспективу.
Очевидно, что все они уже неосуществимы, поскольку в мире вообще и в Латвии в частности наступили совсем другие времена. Кризисные. Причем, по прогнозам международных экспертов, экономический кризис едва ли закончится раньше чем через год. Только к началу следующего года в нашей стране может возобновиться экономический рост. И то лишь при условии, что Евросоюз и США придут в себя после вирусного шока. Куда актуальнее и важнее сегодня проанализировать то, что было сделано и не сделано правительством за первый месяц жизни в режиме ЧС.
Напомним, именно на этой неделе исполнился ровно месяц с момента введения чрезвычайной ситуации. Она будет действовать еще по меньшей мере до 12 мая. Поэтому у властей есть время и расширить объем помощи предпринимателям и наемным работникам, и провести работу над ошибками.
Право на пособие
Прежде всего надо признать, что кабмин весьма оперативно перешел на кризисные рельсы — уже вскоре после введения режима ЧС были приняты первые решения о поддержке определенных отраслей бизнеса. При этом к министрам весьма быстро пришло понимание того, что от паралича экономики пострадают почти все сферы бизнеса, ну разве только за исключением розничной торговли продуктами и стройматериалами, а также аптек. Поэтому было принято решение о выплате пособий за простой наемным работникам независимо от того, в какой сфере бизнеса они работали. Затем право получения такого пособия распространили и на тех, кто трудится в других (особых) налоговых режимах: самозанятые, получатели авторских вознаграждений и члены правлений - индивидуальные коммерсанты. Пособие могут запрашивать и работники микропредприятий.
Вскоре после этого было принято и еще одно справедливое решение: тем, кто квалифицируется на пособие по простою и имеет иждивенцев, к пособию доплачивают из расчета 50 евро на каждого ребенка. И это логично! Ведь если пособие в размере до 700 евро получает одинокий человек, ему этих денег вполне хватит на пропитание и оплату коммунальных. Если же получатель пособия имеет двух детей и у него неработающая супруга (супруг), то очевидно, что этих денег совершенно не хватит даже на оплату минимальных расходов.
Правительство пошло и на либерализацию системы уплаты налогов коммерсантами. Если у них не было налоговых задолженностей до наступления ЧС, то они могут получить налоговые каникулы аж до трех лет. При этом штрафные пошлины начисляться не будут. Кроме того, такие фирмы не попадут в специальный публичный список СГД налоговых должников, что, в свою очередь, позволит им, например, участвовать в государственных и муниципальных тендерах (закупках). Тем же, у кого были прежде налоговые долги, могут по старой схеме просить отсрочки на год и договариваться с СГД о графике постепенного погашения задолженностей.
Государственным и муниципальным структурам предоставили право снижать или откладывать платежи частным компаниям, которые арендуют государственную или муниципальную недвижимость (здания, землю).
Возобновлены и так называемые экспортные гарантии, которые, например, действовали во время кризиса 2008-2012 годов.
Заметим, что это далеко не полный список помощи физическим и юридическим лицам.
И ложка дёгтя
А теперь о несделанном. К сожалению, правительство, принимая решение о вариантах оказания помощи, почему-то пошло по абсурдному в нынешней ситуации пути увязывания госпомощи с уплатой налогов. Да, вероятно, тем, кто добросовестно платил все налоги, государство должно оказывать более существенную помощь. Это справедливо. Но и остальные латвийцы тоже кушать хотят. В конце концов, наемные работники не виноваты в том, что за них работодатели не заплатили все налоги или что работодатели платили им, например, только минималку или даже меньше. В условиях ЧС государство сперва должно помочь ВСЕМ, а уже потом, когда кризис закончится, разбираться, кто, сколько и когда заплатил налогов и почему.
Уже с первых дней кризиса было необходимо принять решение о некоем минимальном универсальном пособии, которое могли бы получить все, кто остался без работы и зарплаты.
До сих пор не принято решение и о том, чтобы распространить пособие за простой на работников государственных и муниципальных учреждений. Этого пособия сегодня ждут и медики. Не будем забывать, что вот уже две недели в стране запрещены все плановые медконсультации, обследования, операции и другие врачебные услуги. В том же Стоматологическом институте оборот упал на 85%, поскольку стоматологи могут принимать только неотложных пациентов — с острой зубной болью или уже с воспалением, с опухолью.
Что после?
Правительству уже сейчас надо думать о том, как поддержать и бизнес, и наемных работников после завершения режима ЧС. Наивно полагать, что стоит снять ограничения - и в стране возобновится бурная экономическая деятельность.
Во-первых, границы будут в любом случае закрыты и после 12 мая, а значит, никаких туристов в стране не появится. А значит и с мая гостиницы, часть ресторанов и кафе будут закрыты. Во-вторых, кризис неплатежей не позволит многим компаниям вообще возобновить работу, или они будут вынуждены провести масштабные сокращения персонала. В-третьих, из-за катастрофического снижения налоговых поступлений в казну могут возникнуть проблемы и с выполнением государством своих основных функций.
В общем, мы пока только в начале тяжелого кризиса. Будем надеяться, что политики смогут справиться с нынешним кризисом лучше, чем их предшественники 10-11 лет назад.
Абик ЭЛКИН.