Итак, главное политическое событие года, внеочередные выборы в Рижскую думу, осталось позади. Результаты волеизъявления столичных жителей слишком неожиданными не стали.
И соцопросы, и эксперты еще за несколько недель до выборов примерно такие итоги и предсказывали. Сюрпризом стала, пожалуй, лишь крайне низкая явка избирателей. До урн дошло лишь 40,6% рижан с правом голоса. Подобной политической апатии у жителей столицы не наблюдалось с муниципальных выборов в 1997 году.
По единодушному мнению политологов, выборы проигнорировал в основном разочарованный русский избиратель. Его многолетний фаворит, партия «Согласие», в силу разных причин былую популярность растеряла, чем воспользовались ее конкуренты, оторвавшие от некогда монолитного электората каждый по кусочку.
Либеральные времена
В результате имеем то, что имеем ? политический столичный маятник сильно качнуло вправо, в либеральные края. Здесь, впрочем, надо помнить, что либерализм в латвийском исполнении приправлен немалой дозой популизма, который сейчас свойствен всем партиям в стране, а также щепоткой национализма. Без него не может обойтись ни одна латышская партия.
Какой будет новая Рига после десятилетия социал-демократических веяний ? покажет время. Но вряд ли стоит ждать быстрых и радикальных перемен. Во всяком случае, нынешние победители выборов по сути уже правят столицей последние полгода, и солнце над городом от этого не перестало всходить. В конце концов, как бы кто ни ругал политическое устройство Латвийской Республики, сменяемость власти в стране работает исправно, и в отличие от жителей некоторых других государств через пять лет рижане смогут снова прийти на избирательные участки и опять поменять вектор развития родного города. Если захотят это сделать, конечно.
Рижский феномен
Но вернемся к нашим столичным выборам, прошедшим в этот раз в необычной атмосфере. Стороннему наблюдателю, оказавшемуся на избирательном участке, могло показаться, что в стране вовсю бушует коронавирус SARS-CoV-2, вызывающий болезнь под названием COVID-19. Сотрудники избиркомов походили на омоновцев в своих пластмассовых забралах, кругом были расставлены средства дезинфекции, а избиратели старательно носили маски, использовали свои авторучки и всячески демонстрировали желание дистанцироваться от других посетителей храмов демократии.
Но в тот же день, в той же стране, в том же городе люди спокойно перемещались в общественном транспорте, плотно примкнув друг к другу, забыв и про маски, и про средства гигиены, и про любые другие средства эпидемиологической предосторожности. Обычные столпотворения наблюдались также в магазинах, на рынках, в любых других местах, где люди вели себя как обычно.
Трудно объяснить этот феномен. Но мы рискнем. KNAB, как известно, объявил о том, что не заметил попыток вмешательства в выборы в столичное самоуправление. Но, вероятно, что-то проведали эпидемиологи. Не исключено, что им стало известно о том, что коварный вирус именно в день выборов, и именно на избирательных участках Риги был готов проявить всю свою свирепость, чтобы поколебать самые основы латвийской демократии. Мы уверены, что ему это не удалось.
Что делать с почетной грамотой?
Пока же Латвия официально остается страной Европы с самой низкой двухнедельной заболеваемостью COVID-19 на 100 тыс. жителей. Да, в последние дни в ЛР наметился рост числа случаев обнаруженных новых заражений, но в других государствах заболеваемость тоже растет, и мы по-прежнему на почетном первом «незаразном» месте.
Другое дело, что не совсем понятно, что с этой почетной грамотой делать, как ее монетизировать. Скорее даже наоборот, наша эпидемиологическая девственность вот-вот нанесет по нам финансовый удар. Литва вплотную подобралась к отметке в 16 случаев COVID-19 на 100 тыс. жителей, а это значит, что по существующим правилам ее следует внести в черный список стран, прибывая из которых следует подвергнуть себя 14-дневной изоляции.
Но именно литовцы этим летом не дали окончательно загнуться латвийской туриндустрии, наводнив наши курорты и гостиницы отдыхающими. Теперь, получается, мы своими руками должны поставить им заслон. Интересно, сделают ли наши власти для милых кошельку литовцев исключение? Заявят ли, например, что, по последним данным, граждане Литвы не столь заразны, как жители России и Белоруссии, которых до сих пор в ЛР не пускают?
Посмотрим. Впрочем, нашему турбизнесу уже, кажется, ничем не помочь. После COVID-19 (должно же ведь это безумие когда-нибудь закончиться!) этой индустрии придется создавать себя заново, с пустого чемодана. Как с чистой тарелки это пришлось делать ресторанному бизнесу, во времена карантина практически приказавшему долго жить.
Григорий АНТОНОВ.
Интересно, сделают ли наши власти для милых кошельку литовцев исключение? Заявят ли, например, что, по последним данным, граждане Литвы не столь заразны, как жители России и Белоруссии?