"Мы ее здесь давно не видели", — так члены комиссии сейма по социальным делам отвечают на вопрос о том, посещает ли министр благосостояния Рамона Петравича (KPV LV) данную профильную комиссию парламента, чтобы ответить на актуальные вопросы депутатов по ситуации с распространением Covid–19 в пансионатах и других социальных учреждениях.
Госпожа Петравича является единственным министром в правительстве Кариньша, которая, заняв эту должность, категорически отказалась складывать депутатские полномочия и вот уже два года работает на два фронта — и в сейме, и в минблаге. Можно ли полноценно работать и в парламенте, и в правительстве? Особенно учитывая, что госпожа Петравича возглавляет очень тяжелую сферу.
Сама госпожа Петравича уверяла, что без проблем справится и с депутатскими обязанностями, и с руководством минблага. Впрочем, еще до пандемии Р. Петравичу нечасто видели в стенах парламента. С наступлением же Covid–19 многие слуги народа уже стали забывать, как именно их коллега, работающая по совместительству и министром, выглядит.
Удивительно, но Р. Петравича в профильной комиссии — по социальным делам, — даже не значится и записана в комиссию по бюджету и финансам. Однако вообще посещение комиссий, в том числе и виртуальное, нынче не является обязательным для депутата. Главное — участвовать "на удаленке" в обычным пленарных заседаниях сейма.
Так или иначе, но результат деятельности (или бездеятельности) госпожи Петравичи на посту министра благосостояния, что называется, налицо — если в ноябре на социальные учреждения (пансионаты) приходилось 7,4 процента всех случаев заболеваемости Covid–19 в стране, то уже в декабре можно было говорить о том, что в пансионатах пандемия бушует со страшной силой. В последнем месяце уходящего года из общего процента заболевших ковидом на учреждения соцобслуживания приходилось уже 13,4%! Можно ожидать, что в январе ситуация станет еще хуже… Минблаг в первые месяцы резкого распространения заболеваемости в пансионатах реагировал крайне слабо или даже вообще не реагировал. Лишь сейчас, когда ситуация стала критической, чиновники министерства начали предпринимать хоть какие–то попытки, чтобы остановить распространение Covid–19.
Очевидно, что ответственность за ситуацию в пансионатах лежит прежде всего на министре, то бишь на госпоже Петравиче, которая по–прежнему игнорирует просьбу хотя бы виртуально поучаствовать в заседаниях комиссии сейма по социальным делам. В итоге комиссия при поддержке и правящих депутатов (!) проголосовала за то, чтобы призвать премьера оценить работу минблага в этот пандемийный период. Фактически речь идет о том, чтобы оценить работу министра Р. Петравичи.
Как известно, ящик Пандоры открыл сам премьер Кр. Кариньш, снявший Илзе Винькеле с поста министра здоровья. Теперь депутаты требуют от премьера последовательности — если уж он решил оценить работу одного министра, то ему следует оценить и работу остальных членов своего кабинета, включая, разумеется, "самое слабое звено" — главу минблага.
Учитывая состояние, в котором нынче пребывает сеймовская фракция KPV LV, едва ли снятие с должности Р. Петравичи приведет к уходу этой партии в оппозицию. Так что премьер может отстранять плохо работающего министра благосостояния, не опасаясь правительственного кризиса. Другое дело, рискнет ли Кр. Кариньш и дальше критически оценивать работу своих министров. Кстати, бдительные журналисты заметили, что министр благосостояния появляется на экране телевизора со свежим маникюром на руках. Возникает вопрос: кто же делает госпоже министру маникюр, если услуги салонов красоты, в том числе услуги маникюра, запрещены минимум до 27 января? Неужто Р. Петравича тайком посещает парикмахерскую или приглашает специалиста по маникюру к себе домой?
Эдуард ЭЛЬДАРОВ.