Несмотря на устоявшийся имидж "железной леди" Вайры Вике–Фрейберги, именно она оказалась самым милосердным президентом Латвии после крушения СССР. Каждый пятый заключенный, обжаловавший свой приговор, получал от нее помилование, пишет латвийская газета "СЕГОДНЯ".
В свою очередь, самыми жесткими главами государства оказались гуманитарий Левитс, миллионер Берзиньш и биолог Вейонис. Последний и вовсе миловал лишь одного арестанта из каждых 33, просивших его о снисхождении.
Наибольшее число просьб о помиловании (3391) получил за свои два срока Гунтис Улманис. Что можно объяснить разгулом преступности и большим числом осужденных в "лихие девяностые".
Сложнее понять всплеск просьб о помиловании (1583), пришедших на время всего одного срока Андриса Берзиньша. Он получил в два с лишним больше просьб, чем за тот же срок пришло на имя Раймонда Вейониса (697).
И еще интересный момент. На сайте президента Левитса в настоящее время рубрика "Обжалование" ("Apžēlošana") есть только на латышском языке. Русская версия сайта содержит заботливо переведенную информацию, например, об орденах Эгилса Левитса и о его супруге Андре. Но о возможностях обжаловать приговор и попросить о помиловании по–русски ничего не сообщается. Очевидно, еще один стимул учить латышский язык.
Кстати, попросить о помиловании президента в Латвии можно сразу после вступления приговора в силу.
Исключение составляют тяжкие преступления. Так, по закону, обжаловать приговор о тяжком преступлении можно лишь после отбытия половины заключения. Особо тяжкое преступление теоретически может быть обжаловано после отбытия двух третей заключения. А подавать прошение о помиловании человеку, осужденному на пожизненное заключение, можно спустя 20 лет нахождения в тюрьме.
Олег УГРЮМОВ.