Трудно было найти более неподходящее время для повышения зарплат в госуправлении, чем сейчас, в разгар локдауна, который непонятно когда и чем закончится. Но власти на рост окладов пошли. Аргумент старый и единственный – дескать, в частном бизнесе зарплаты выше. Объясняем, что не так в этом сравнении.
Сомневаться не приходится
Как известно, в Сейме обсуждаются поправки к закону «О вознаграждении должностных лиц и работников государственных и муниципальных учреждений». Согласно этим поправкам, высшим должностным лицам госуправления с 2023 года существенно поднимут зарплаты.
Правящие депутаты настроены так серьезно и защищают поправки так рьяно, что сомневаться не приходится – оклады поднимут. Ежемесячная зарплата президента, председателя Сейма, премьер-министра, председателя Верховного суда и Конституционного суда составит примерно 7607 евро. Получается, что премьер-министр и председатель Сейма получат прибавку в 40%.
Примерно на треть планируется поднять зарплату министров, которая в итоге составит приблизительно 6700 евро ежемесячно. Заработная плата генерального прокурора составит примерно 7280 евро, зарплата государственного контролера и омбудсмена – примерно 6700 евро, а заместителя председателя Конституционного суда – примерно 6500 евро.
«Голая» зарплата депутатов Сейма, то есть совсем без разного рода доплат, в 2023 году достигнет приблизительно 3800 евро, что вдвое меньше, чем у председателя Сейма, и примерно на 10% больше, чем нынешнее усредненное вознаграждение депутата.
Все аргументы оппозиции, которая, естественно выступала против роста зарплат, были отринуты. Тщетно оппозиционеры говорили о трудной ситуации в латвийской экономике, об отставании страны в своем развитии от большинства стран Европейского союза, о коронакризисе и росте безработицы и т.д.
Какое-такое повышение?
Забавно, что когда депутаты от правящих партий говорят об этом повышении, то скромно потупив взгляд, слова «рост» или «повышение» не произносят. Говорят так: «Упорядочивание». Это их, видимо, на специальной планерке так проинструктировали. Дескать, никто никому ничего не повышает, просто приводим в порядок систему. До этого она была плохая, разбалансированная, зато теперь вся заработает как часы.
Аргументации в пользу роста немного. Как официально объявила Государственная канцелярия, целью поправок к закону «О вознаграждении должностных лиц и работников государственных и муниципальных учреждений» является повышение эффективности и качества работы государственного управления путем проведения реформы системы оплаты труда.
Заметили? Опять слово «повышение» в отношении денег не используется. Это, оказывается, «реформа». Мол, в ходе реформы могли и снизить зарплаты должностным лицам, но все скрупулезно изучили, прикинули так и эдак, и вышло, что все же надо повышать. Примерно такое послание, непонятно на каких дураков рассчитанное, шлет нам Госканцелярия.
«Изучив ситуацию, Государственная канцелярия пришла к выводу, что оплата труда высококвалифицированных работников государственного управления и местного самоуправления даже на 28–38% ниже, чем у сотрудников частного сектора на эквивалентных должностях. Таким образом, из-за неспособности конкурировать с частным сектором текучесть кадров в государственной администрации и органах местного самоуправления увеличивается, и становится все труднее привлекать квалифицированных специалистов», – завершают чиновники убеждение населения в необходимости роста окладов госмужам и госженам.
Что-то не складывается
Эту идею нам озвучивали не раз. Причем не только заинтересованные чиновники. Приходилось такое слышать и от людей, никогда на казенных харчах не сидевших. Но на самом деле пазл не складывается, так как в частном бизнесе к высоким зарплатам руководителей прилагается и высокая степень ответственности, а также привязка оклада к результатам труда.
Если бы нынешний министр здравоохранения Даниэль Павлютс работал в частной фирме, он бы давно из нее вылетел как пробка. Да, все делал хорошо. Да, все правильно. Но где результат? Нет? До свидания! Вот так все и происходит в частном бизнесе, на который ссылается Госканцелярия. А если бы не уволили, то как минимум зарплату бы срезали наполовину. До улучшения результатов работы. Когда у нас понижали оклад министру за тот или иной провал?
Есть подозрения
И еще одно. Рост зарплаты на 40% в частных структурах вещь почти немыслимая. С какой стати предприниматель будет разбрасываться деньгами? Размер оклада определяет рынок. Если рынок растет, то по чуть-чуть, и работникам добавляют понемножку, чтобы не перебежали к конкуренту, и, как правило, в обмен на дополнительный объем работы. Если вдруг кто-то и рискнет настолько поднять зарплату своему менеджеру, то лишь в обмен на какой-либо прорыв в деле прибыльности компании. Иначе не бывает. Нет прорыва – нет прибавки.
Какие-такие обязательства возьмут на себя топ-менеджеры госуправления? Победить коронавирус? Сделать Латвию самой богатой страной Евросоюза? Искоренить бедность? Добиться естественного прироста населения?
Что-то пока не слышно на этот счет никаких обещаний. Поэтому есть подозрения, что прибавка будет получена, но не отработана. Ау, Госканцелярия! В частном бизнесе так не бывает, раз уж вы начали мериться с ним зарплатами. В общем, опять не с того конца зашли. Хорошо, что мы всегда готовы разъяснить ситуацию. Но жаль, что наши объяснения никто слушать не собирается. Жалованье казенным людям в итоге будет повышено.
Григорий АНТОНОВ.