«Уровень безопасности в Балтийском регионе возрастет», - под таким оптимистическим заголовком комментатор Neatkarīgā Бенс Латковскис рассуждает о поданной заявке на членство в НАТО Швеции и Финляндии.
«Принимая во внимание военный потенциал обоих новых государств-кандидатов в НАТО и нынешнюю ситуацию с безопасностью в регионе, сама процедура приема, скорее всего, будет максимально ускорена. Говорят, что процедура принятия может длиться даже до года, но при особо благоприятном ходе бюрократических процедур это может произойти в начале 2023 года».
«Отношения как Финляндии, так Швеции как с Россией, также и с НАТО долгие годы не были простыми, - продолжает обозреватель. - Финляндия не только не вступила в НАТО, но была даже готова терпеть весьма унизительные отношения с Россией. Эти отношения получили имя «финляндизации», когда суверенитет государства ограничен. А именно, вежливое (даже частично послушное) отношение к России (СССР) в обмен на его военную неприкосновенность. Также отношения Швеции с Россией (СССР) не были солнечными. Не из-за злого садизма ведь Швеция после войны выдала латышских легионеров Сталину. Это Швеция сделала от страха перед усатым тираном. Российские подлодки несчетные разы были пойманы в территориальных водах Швеции, однако ничего русскому медведю шведы сделать не могли. Также невступление в НАТО было связано с этими самыми страхами».
Однако все изменило 24 февраля этого года: «Нынешнее вторжение России на Украину эти страхи трансформировало в том виде, что, если ранее была боязнь вступить в НАТО, чтобы «не провоцировать» Россию, то сейчас опасение России заставляют вступить в НАТО по возможности быстрее, ибо из примера Украины видно, что происходит, если какое-то государство не в НАТО».
Геополитическая картина тем самым меняется: «До сих пор три Балтийские государства находились почти в глубоком российском военном окружении. С прочей частью НАТО (Польшей) Балтийские государства соединял только так называемый Сувалкский коридор – узкая полоска земли между Калининградской областью и полуоккупированной Беларусью. В случае российской военной агрессии обеспечение Балтии всем необходимым для войны в силу ограниченных коммуникаций могло бы быть сильно затруднено. Мягко говоря. Теперь, основываясь на опыте Украинской войны, можно даже сказать, что в случае подобного российского вторжения Латвии (также Балтийским государствам в целом) мало бы не показалось. То, что Украине довелось принять удар всей российской армии на себя, в большой мере нас спасло. К тому же спасает также еще сейчас, ибо те же самые оккупационные памятники можем сравнительно безопасно снести, благодаря тому, что все главные российские силы есть на Украинском фронте и в этот миг у латвийских границ никакая концентрация российских сил даже невозможна».
«Пятая статья НАТО сама по себе никого не защищает, - констатирует Б.Латковскис. - Но у нее есть другое, существенное значение. Если Финляндия и Швеция также есть государства-члены НАТО (Норвегия в НАТО уже давно), то России к северу от Петербурга нужно держать серьезные силы, ибо армия Финляндии никак не бутафорская. Совсем наоборот. Как финская, так шведская армии даже очень принимаемый всерьез военный фактор. В связи с этим Россия не сможет все свои силы сконцентрировать против Латвии…»