Не исключено, что 24–му латвийскому министру внутренних дел генералу-огнеборцу Кристапу Эклонсу удастся проработать на этом посту до конца года.
Да, за последних 32 года, то есть с момента восстановления де–юре независимости, в должности министра внутренних дел ЛР побывали 23 человека, включая тех, кто короткий отрезок времени совмещал эту должность с руководством другим министерством или даже правительством.
К примеру, какой–то период МВД командовал, будучи и премьером, Иварс Годманис, а еще раньше — Марис Гулбис, который в тот период (в начале 90–х) возглавлял Кабинет министров.
Примечательно, что за эти три десятилетия Министерство внутренних дел возглавляли политики, имевшие совершенно разное, порой далекое от специфики МВД образование:
кто только не возглавлял латвийское министерство — и специалисты в сфере образования, и люди из сферы физкультуры, и анестезиолог–реаниматолог, и даже магистр теологии.
В кресло главы МВД опять–таки в 90–е годы дважды садились в прошлом профессиональные военные — Янис Адамсонс и Дайнис Турлайс. Справедливости ради заметим, что среди министров было и достаточно много юристов по образованию, которые какое–то время, пусть и непродолжительное, но работали или в полиции, или в прокуратуре и судах, то есть имели представление о работе МВД.
В прошлом правительстве, которым руководил М. Кучинскис, пост главы МВД занимал Рихардс Козловскис, который с 1996–го по 2005 годы трудился в Полиции безопасности и даже дослужился до звания полковника–лейтенанта.
В истории МВД Латвии есть и очень печальная страница, когда в разгар экономического кризиса 2009 года тогдашний глава МВД Линда Мурниеце решила ликвидировать Полицейскую академию. Тем самым был нанесен тяжелейший удар по системе подготовки кадров для правоохранительных органов. Последствия этого решения ощущаются до сих пор.
Лишь один из "системы"
Но обращает на себя внимание такой интересный факт: за 32 года лишь один раз в министры внутренних дел был назначен действующий работник данной системы!
Это случилось в 1990 году, когда целый год МВД командовал Алоиз Вазнис, который прошел все ступени полицейской (в ту пору — милицейской) карьеры — от инспектора и следователя до начальника милиции.
С тех пор портфели МВД получали люди, которые на тот момент или были "чистыми" политиками, или занимали другие, не связанные с МВД должности.
Маленькая сенсация
В этом смысле решение "Для развития–За" выдвинуть в министры внутренних дел действующего генерала, замначальника Государственной пожарно–спасательной службы Кристапа Эклонса можно считать в какой–то степени сенсационным. Впервые с 1991 года в кресло главы МВД сядет человек из системы МВД.
Более того, имеющий профильное образование, связанное с занимаемой должностью в ГПСС, — он окончил два профессиональных учебных заведения, которые готовят специалистов в области противопожарной безопасности и спасательных работ.
А именно: сперва Львовскую пожарную школу, а потом Московскую противопожарную академию.
Вся карьера генерала Эклонса связана с работой в системе ГПСС — начиная от преподавания в пожарно–технической школе и заканчивая руководящими должностями.
К. Эклонс не связан с политикой, и здесь "Для развития–За" поступила весьма мудро: ни одна из партий–конкурентов не сможет "заподозрить" генерала в какой–то партийной ангажированности, что весьма важно перед выборами. "Для развития–За" может в ходе предвыборной кампании говорить о необходимости выдвижения на министерские посты профессионалов своей отрасли.
Нет ничего более постоянного, чем…
Конечно, многие эксперты уже поспешили заявить, что это министр–временщик, ведь до выборов остается всего чуть более 4 месяцев. Но, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное.
"Старое" правительство и после выборов продолжает работать до того момента, пока не будет утверждено следующее правительство. Когда это произойдет — не знает никто! Это может произойти с таким же успехом в ноябре, вскоре после начала работы парламента нового созыва, а может, и в следующем году.
Если прогнозы о раздробленности нового сейма оправдаются, то формирование нового правительства может затянуться. Например, чуть ли не до весны 2023–го.
И значит, все это время правительство Кариньша будет функционировать — просто премьер и министры получат приставку “и. о.”
Так что при желании генерал Эклонс сможет довольно много успеть сделать на посту главы МВД. Чего мы ему и желаем…
Задачи для новых министров
Основные задачи, которые стоят перед новым министром, в общем–то понятны: необходимость повысить квалификацию работников правоохранительных органов и добиться создания специализированного вуза по подготовке работников системы МВД и юстиции, это повышение финансирования системы МВД, это решение актуальных вопросов с размещением беженцев…
Другое дело, что бюджет на следующий год будет принимать уже новый парламент и выбить в нем дополнительные средства для внутренней безопасности будет крайне сложно.
Отметим, что скорее всего нового министра внутренних дел сейм утвердит на пленарном заседании уже в этот четверг. Также в этот день парламент наверняка проголосует и за утверждение Илзе Индриксоне (ТБ–Visu Latvijai) на посту главы минэкономики. Министерство экономики в нынешней ситуации в стране и в мире становится чуть ли не ключевым. Ему предстоит решать вопросы, связанные с альтернативными газовыми закупками, с определением необходимости строительства латвийского терминала сжиженного газа…
Также данное ведомство отвечает за реализацию европейского "зеленого курса" в Латвии — возобновляемые источники энергии, повышение энергоэффективности… Среди других приоритетов и поддержка пострадавшего от санкционной войны бизнеса, и поиск решений в связи с резким удорожанием процесса строительных работ.