Продолжаем знакомить читателей с анализом выполнения политическими силами, представленными в Сейме, своих предвыборных обещаний. Мы уже проанализировали, насколько успешно реализовывали свою предвыборную программу партии, входящие в правящую коалицию. На очереди – оппозиционные силы.
И сегодня попытаемся оценить деятельность в последние четыре года (2018–2022) Союза зеленых и крестьян (СЗК).
Испытание оппозицией бывает не менее сложным, чем испытание властью. Иногда даже нахождение в оппозиции еще более опасно для политической организации, чем пребывание на вершине власти. Особенно в ситуации, когда до «ухода» в оппозицию партия долгие-долгие годы находилась в правительственной коалиции. Это как раз про историю о СЗК!
Два десятилетия у власти и… провал
На протяжении предыдущих двух десятилетий, то есть до начала работы нынешнего, 13-го Сейма, «зеленые крестьяне» неизменно находились у власти. Более того, представитель СЗК Марис Кучинскис возглавлял и весьма успешно последнее перед приходом Кариньша правительство. Но свой административный ресурс и высокую узнаваемость «зеленые крестьяне» использовать себе во благо не сумели и в итоге на выборах в нынешний парламент получили всего 11 мест. Это явно стало полным провалом!
Многие аналитики были уверены, что два удара сразу – и очень плохие результаты выборов, и «отправку» в оппозицию – «зеленые крестьяне» не выдержат. Или объединение и входящие в него партии развалятся, или начнется исход (отток) депутатов в другие партии – разумеется, правящие. В реальности же никакого фиаско не случилось. По крайней мере, до недавнего времени СЗК, в том числе и в Сейме, демонстрировал единство. Сеймовская фракция «зеленых крестьян» потеряла всего одного бойца – экс-министр здравоохранения Анда Чакша переметнулась в «Новое Единство».
Лишь под занавес полномочий этого Сейма «зеленые» решили разорвать многолетний брак по расчету с Латвийским крестьянским союзом и вступить в объединение с «регионалами» и с Лиепайской партией. Впрочем, даже после этого пока еще парламентская фракция не распалась.
Невыполнимые обещания
Да, конечно, от находящейся в оппозиции партии трудно требовать выполнения предвыборных обещаний. Впрочем, многие обещания, даже если бы СЗК и находился у власти, были бы невыполнимы. Причина – эти обещания относятся к компетенции самоуправлений, а не парламента!
Судите сами. «…Улучшим доступность жилья и детских садов… Расширим рынок аренды жилья и строительства арендных домов… Используем преимущество Риги как столицы...»
Согласитесь, возможности у депутатов Сейма реализовать эти обещания, мягко говоря, ограничены. Равно как и обещание создать хорошие рабочие места. Все-таки создание рабочих мест в условиях рыночной экономики – это функция коммерсантов, а не Сейма.
Другие обещания «зеленых крестьян» – например, поддержка малого и среднего бизнеса, увеличение доплаты за стаж пенсионерам и т. п. – вполне можно было бы реализовать на уровне парламента и правительства. Но опять-таки упрекать в неисполнении этих обещаний «зеленых крестьян» сложно из-за нахождения в оппозиции.
Влияние резко упало
Вообще следует констатировать, что влияние СЗК резко уменьшилось еще и на фоне неудач, которые вот уже последние три года преследуют Айвара Лембергса – одного из создателей и вдохновителей Союза зеленых и крестьян. Сперва он попал в черный список США, что привело к закрытию счетов у Лембергса и членов его семьи. А затем он после приговора суда первой инстанции вообще оказался в тюрьме, откуда ему удалось выйти только под залог. При этом, по крайней мере Латвийский Крестьянский союз, вопреки давлению, все-таки не отмежевался от своего партнера – лидера партии «Латвии и Вентспилсу» Лембергса.
Но даже в такой ситуации «зеленые крестьяне» остались на плаву – и вот уже все последние минимум 6-7 месяцев занимают вторую-третью строчки популярности в рейтингах политических сил. Это значит, что если бы данное объединение в таком же составе пошло и на выборы, то у «зеленых крестьян» были бы прекрасные шансы попасть в следующий парламент и, вполне вероятно, вернуться во власть.
Каждый пойдет своим путем
Однако случился раскол, и теперь каждый пойдет своим путем. Пока «зеленые» готовились объединиться с «регионалами» и Лиепайской партией, Латвийский крестьянский союз решил задружиться с уже забытой было партией под названием ЛСДРП. Отсюда главный вопрос: сможет ли каждое из объединений после фактически распада СЗК преодолеть пятипроцентный барьер? Есть риск, что «зеленые» и «крестьяне», стартуя порознь, будут друг у друга и отнимать электорат. В результате нельзя исключить, что ни одно из этих двух «новых» объединений вообще в 14-й Сейм не попадет. Но не будем забегать вперед – до выборов остается уже совсем мало времени…
Интересно, что, согласно всем опросам, «зеленые крестьяне» были вторым выбором у избирателей TB–Visu Latvijai. Это означает, что если избиратель партии Райвиса Дзинтарса вдруг разочаруется в TB–Visu Latvijai, то тогда он скорее проголосует за СЗК. Тем более что «зеленые крестьяне» последовательно поддерживали очень многие инициативы нацобъединения, а в последнее время – и инициативы правительства, например, по сносу памятника Освободителям. «Зеленые крестьяне» являются весьма национальными.
Кто возглавит новые списки?
Кстати, «зеленые», расставаясь с «крестьянами», прихватили с собой и экс-премьера Мариса Кучинскиса, который и станет кандидатом в премьеры от нового объединения.
Латвийский же крестьянский союз со своим кандидатом в премьеры пока не определился. В кулуарах фигурируют два кандидата – депутаты Сейма Викторс Валайнис и Улдис Аугулис.