Партнеры по власти хотят услышать от министра обороны детали военной реформы.
Многие европейские страны проводили иную военную реформу — они или, наоборот, уходили от системы обязательного призыва, или развивали уже давно существующую срочную службу. В этом смысле инициатива министра обороны ЛР Артиса Пабрикса является новаторской — он, как известно, хочет возродить непрофессиональную армию, которая будет существовать параллельно с профессиональной. Пока, правда, реформа, задуманная Пабриксом аккурат перед выборами («случайное совпадение»!), вызывает множество вопросов. В том числе и у партнеров по коалиции. Возможно, уже сегодня эти вопросы они зададут министру обороны в ходе очередного заседания коалиционного совета.
По слухам, А. Пабрикс хотел принять все необходимые нормативные акты по введению обязательной военной службы еще до выборов, то есть до 1-го октября. Однако коалиционные партнеры, поддерживая саму идею возвращения к обязательному призыву, не склонны «торопить события» - скорее всего, коалиция договорится лишь о том, чтобы поддержать соответствующий концептуальный доклад об обязательной воинской повинности. А пакет соответствующих законопроектов, видимо, рассмотрит и примет уже новый Сейм, который приступит к работе в начале ноября.
Это было бы логично со всех точек зрения. Во-первых, столь важное для государства и всех жителей решение, которое затронет и нынешнее, и следующее поколения, необходимо принимать депутатам уже со свежими мандатами, то есть подтвердившими доверие граждан ЛР. Во-вторых, такое решение требует широкого обсуждения и лучше — не в предвыборной горячке, когда популизм зашкаливает. И в-третьих, необходимо время, чтобы проработать все детали масштабной реформы и понять, может ли государство позволить себе финансово такую роскошь, как срочная служба.
Отметим, что первоначальный вариант плана, озвученного Пабриксом, предусматривал пятилетний переходный период, то есть обязательный призыв должен был начаться или с 2027-го года или только с 2028-го, если все решения вступят в силу со следующего года. Но А. Пабрикс уже на днях обмолвился, что обязательный призыв может быть введен и раньше — если окажется, что добровольно мало кто хочет служить, теряя тем самым целый год жизни.