«Он застрял в ментальности Советского Союза», — так в эфире TV24 охарактеризовала Владимира Путина бывший президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, встречавшаяся с президентом России во время ее президентства.
На вопрос, как бы она нарисовала психологический портрет Путина, Вике-Фрейберга отвечает, что у него есть два аспекта — он тренирован и обучен оценивать людей. Он ищет душевный аккорд, который резонирует с ними.
Она приводит в пример бывшего президента США Джорджа Буша-младшего. При встрече с ним Путин сказал, что он возрожденный христианин, рассказал ему историю о крестике его матери и т. д., зная, что Буш в юности сбился с пути, баловался алкоголизмом, но выздоровел и стал совсем другим человеком, найдя веру. Путин сказал ему, что он такой же - был заклятым коммунистом, циником и атеистом, а теперь стал практически отцом церкви.
Второй аспект заключается в том, что Путин — это человек, которого запрограммировали в юности и детстве, и от этого программирования он не избавится.
«Это значит, что он застрял в ментальности Советского Союза. Распад Советского Союза он считает унижением для русского народа», — говорит бывший президент Латвии, добавляя, что мысль о том, что в этом виноват Запад, закрепилась у него.
«И у него действительно, я думаю, есть личное убеждение, что он, как руководитель России, унижен вместе с Россией. Это совершенно иррациональная идея, потому что Россию никто не унижал», — подчеркнула Вике-Фрейберга.
Она напоминает, например, что в свое время Россия входила в группу G8 самых развитых стран мира, несмотря на плохое экономическое состояние страны.
«Я считаю, что это чувство унижения, это чувство проступка является частью мании преследования, сопровождающей манию величия, и что мания величия начинает проявляться при оглядывании на историю России», — призналась Вике-Фрейберга.
Вике-Фрейберга рассказывает о встрече с Путиным в Петербурге, когда состоялось грандиозное празднование юбилея города. Она помнит, что Путин приказал отстроить весь Петергоф, восстановить разрушенную Янтарную комнату, устроить во дворце пышные торжества.
Во время празднования она и ее муж Имант случайно забрели в чайную, где Путин и его жена Людмила ждали запланированный на одиннадцать часов вечера фейерверк: «Мы с ними спокойно пили чай и смотрели фейерверк, которого при таком свете в одиннадцать часов вечера вообще нельзя было разглядеть».
Она признает, что Путин может быть обаятельным и дружелюбным: «У этого человека два лица — одно льстивое, милое, приятное, а другое — проводящее допросы в подвалах ЧК».
Вике-Фрейберга сравнивает его с образом доброго и злого полицейского, совмещенных в одном лице.