Еще не забытое старое: множество партий и взрыв радикализма.
Профессор ЛУ, известный политолог Юрис Розенвалдс на днях в эфире ТВ-24 сравнил нынешний предвыборный «ажиотаж» с 90-ми годами и с началом 2000-ых, когда в Сейм тоже рвались по 19-20 партий. Напомним: на выборы в 14-ый Сейм заявилось именно 19 партий и объединений.
Профессор Розенвалдс такую активность политических организаций объяснил тремя причинами. Во-первых, уходящий уже 13-ый Сейм принял решение о щедрых госдотациях партиям. И многие партии сражаются не только и не столько за то, чтобы попасть в новый Сейм, сколько за то, чтобы получить хотя бы 2 процента голосов избирателей, что дает право на госфинансирование.
Во-вторых, мы снова живем в кризисное время и это побуждает людей идти в политику в надежде что-то поменять.
И в-третьих, успех на прошлых выборах прежде никому неизвестной партии KPV.LV создал у многих иллюзию: мол, если никому неизвестные люди могли так успешно выступить на выборах, то и мы тоже сможем! Чем мы хуже?
С этими доводами политолога, пожалуй, сложно не согласиться. Удручает и даже пугает другое: латвийская политика возвращается в атмосферу середины-конца 90-ых не только по количеству партий, участвующих в выборах, но и по радикализму! Снова, как в 90-е, партии соревнуются в русофобии, в том, кто предложит еще более радикальное решение «русского вопроса». Выдворить, наказать, лишить вида на жительство, запретить спрашивать владение русским языком даже в сфере обслуживания, снести памятники… Все это создает полное ощущение дежа вю, то есть, что все это уже было с нами и вокруг нас.
Самое печальное — никакой позитивной повестки дня не наблюдается! Впереди маячат еще более мрачные время с охотой на ведьм и с попытками искоренить, выкорчевывать все, что хоть каким-либо образом связано со словом «русский» или с русской культурой. Да, конечно, речь идет прежде всего о улицах, которые названы именами вовсе не советских партийно-хозяйственных деятелей, а известными писателями или учеными с «неправильными» фамилиями. Кто бы мог подумать, что под прицел попадут улицы Пушкина, Лермонтова, Тургенева и даже советского диссидента Сахарова?!
Возникает закономерный вопрос: когда это все кончится? Сразу же ответим: если кто-то думает, что мракобесие завершится сразу после выборов или, в крайнем случае, после войны на Украине, то он сильно ошибается! Это все очень надолго. Единственное утешение — правда, весьма слабое, - после выборов все-таки накал и русофобии, и желания отомстить Путину «через» местных русских несколько снизится.