В новом правительстве, возможно, будет больше министерских портфелей.
Даже многие политические наблюдатели удивились поступку Эгила Левитса, который не только устно уполномочил Кришьяниса Кариньша начать консультации по формированию правящей коалиции, но еще и поручил потенциальному премьеру представить проект правительственной декларации и плана работы будущего Кабинета Министров.
Прежде никогда такого «алгоритма» не было. По традиции, сразу после выборов та или иная партия, которая показала хорошие результаты и имеет опыт формирования предыдущих правительств, берет на себя инициативу по переговорам с потенциальными партнерами. Президент при этом не вмешивается и ждет, чем завершится этот процесс политических консультаций. Ведь и формально, до первого заседания нового Сейма, то есть до 1-го ноября, работает нынешнее правительство и полномочия предыдущего парламента еще тоже не завершены.
Обычно лишь после 1-го ноября глава государства начинает основной раунд переговоров с парламентскими фракциями, пытаясь понять, кому из кандидатов в премьеры по силам сформировать коалицию и заручиться поддержкой большинства депутатов Сейма. И только потом, когда президент официально выдвинул кандидата в премьеры, тот начинает уже полноценные переговоры и если они проходят успешно, то тогда готовится декларация будущего правительства и она предоставляется президенту для ознакомления.
Почему же Э. Левитс решил действовать иначе и показать, «кто в доме хозяин»? Вероятных причин две. Во-первых, президент прекрасно помнит, что уходящий 13-ый Сейм фактически отказался всерьез рассматривать предложения президента по «реформированию» правительства. А именно: по созданию, как мечтает президент, постов госминистров, которые бы отвечали за конкретную очень актуальную тему или за реформы в конкретной сфере — например, за реформу в госуправлении или в предоставлении дигитальных услуг. Понятно, что в предверии выборов политики боялись даже заикнуться о том, что в следующем правительстве будет еще больше министров! Теперь же, видимо, будущему премьеру ничего другого не останется, как вписать в план работы своего правительства пункт о «реформе» устройства Кабинета Министров. Ведь в противном случае Кариньш рискует не получить номинацию от премьера.
А во-вторых — до президентских выборов остается чуть более 8 месяцев, и Эгилс Левитс пытается повысить популярность и в глазах простых латвийцев. Да, президента выбирает Сейм, однако едва ли депутаты рискнут голосовать за очень непопулярного в народе кандиата. Поэтому Левитс сейчас будет использовать любую возможность, чтобы показать свою решительность и жесткость — тем более, что в разгар пандемии президент показал, наоборот, свою неспособность проявить хоть какую-то инициативу.