Наше внешнеполитическое ведомство ведет активную работу по созданию международного уголовного трибунала в отношении РФ, явствует из аудиозаписи парламентского органа, доступного на сайте законодателей.
«Это беспрецедентный случай», — начал заседание комиссии сейма по иностранным делам ее председатель Рихардс Колс (Национальное объединение). Впервые параллельно с продолжающимися военными действиями рассматривается вопрос об ответственности страны-агрессора!
Кристине Лице, руководитель юридической дирекции МИД ЛР, сообщила, что в распоряжении мирового сообщества есть инструменты, способные обеспечить ответственность и государства, и индивидов, совершивших грубые нарушения международного права: преступления против мира, военные преступления, агрессию и геноцид.
— Очень позитивно оценивается то, что уже в первые дни войны Украина сама задействовала все эти механизмы, — сказала латвийская дипломатка. — Тем самым она использовала правовые средства, чтобы выступить против российского нарушения международного права. Это прежде всего подтверждает, что международное право предлагает инструменты, и их использование также подтверждает их легитимность.
Международный суд в Гааге, по словам К. Лице, давно получил иск от Киева относительно действий Москвы по грубому искажению понятия геноцида, в котором РФ обвиняла украинскую сторону. «Латвия была первым государством, выступившим в июле как третья сторона», — заметила глава дирекции МИД. Затем присоединились уже 25 государств — США, Франция, Германия и т. д. России, однако, предоставлено время дать юридический ответ.
— Возможно, в начале будущего года состоится заседание суда, которое рассмотрит, принимать ли декларации третьих сторон.
Европейский суд по правам человека также получил иск со стороны Украины, однако здесь продвижения пока нет, так как сама Россия с 16 сентября сего года больше не является членом ЕСПЧ. В Международный уголовный суд Латвией и рядом других государств были направлены иски в отношении преступлений против человечности Вооруженных сил РФ.
К сожалению, ни Украина, ни Россия не ратифицировали устав Международного уголовного суда — а ведь именно это является основанием юрисдикции. Образовалась, по выражению госпожи Лице, «прореха ответственности»...
Поэтому с лета сего года в международном академическом сообществе дискутируется возможность формирования спецтрибунала для осуждения РФ. «Сейчас нет какого-то одного формата, в котором происходят консультации», —сказала К. Лице. Обсуждение ведут Европарламент, Парламентская ассамблея Совета Европы, Организация Объединенных Наций — и Латвия активно включается во все дискуссии.
По мнению латвийской дипломатки, именно вариант ООН был бы оптимальным, чтобы задействовать представителей всех регионов, а не только Европы. Это придало бы суду дополнительную легитимность.
— Сама Украина еще не позиционировалась однозначно, какую из моделей она бы хотела.
В октябре Латвия вместе с Украиной, Коста-Рикой и Лихтенштейном на полях Генеральной Ассамблеи ООН провела «параллельное мероприятие» именно по поводу создания международного трибунала. Рихардс Колс заметил, что в Нью-Йорке прошло голосование Генассамблеи, большинство участников (141 страна) которой осудили войну России против Украины, констатировав факт агрессии, хотя первая старается представить ее как «специальную военную операцию».