В цитадели европейской демократии громыхнул коррупционный скандал. Чтобы объяснить, как такое стало возможным, и, понять изнутри проходящие в Европарламенте процессы, портал bb.lv обратился за экспертными комментариями к бывшему евродепутату Александру Мирскому.
Но сначала о самом скандале. Бельгийские следователи предъявили зампредседателю Европейского парламента Еве Кайли и еще трем подозреваемым обвинения в принадлежности к преступной организации, отмывании денег и коррупции. Этому предшествовала серия обысков, когда в течение нескольких дней в доме одного из подозреваемых нашли 600 тыс. евро наличными, в доме евродепутата нашли 150 тыс. евро, а в чемодане в номере брюссельского отеля - 750 тыс. евро.
Вчера суд в Брюсселе продлил срок предварительного заключения Евы Кайли на один месяц, отклонив просьбу адвокатов об использовании электронного браслета в качестве меры пресечения.
В самом Европарламенте случившееся уже называют чуть не самым крупным коррупционным скандалом в истории этой организации.
Кайли - 44-летняя гречанка, член Европарламента последние восемь лет и до недавнего времени одна из 14 вице-президентов ЕП. В сферу ее ответственности как заместителя главы парламента входил Ближний восток.
Прокуратура Бельгии не назвала государство, в интересах которого фигуранты дела получали деньги, однако европейские СМИ сразу же написали про Катар, который только что принял Чемпионат мира по футболу.
– Зачем Катару платить евродепутату? Что такого член парламента может сделать для ближневосточной страны?
– Европарламент – это одна из главных организацией ЕС, в которых формируются позиция Европы в отношении тех или иных событий или стран, в которых они проходили. Многие руководители государств, особенно на Востоке, очень внимательно следят за тем, что и как о них говорят в Европе.
Ведь мнение Европарламента – это в значительной степени импульс для действий Еврокомиссии, которая принимает важнейшие политические и экономические решения.
Повлиять на эти решения, склонить мнение Европы в свою пользу мечтают многие руководители на разных континентах.
В данном случае мы знаем, что Ева Кайли несколько раз была в Катаре, где ее встречали по высшему разряду. И возможно на каком-то этапе общения принимающая страна решила уладить свои внешнеполитические проблемы с помощью финансирования высокопоставленной представительницы Европарламента. Так ли это, покажет официальное расследование.
– Скандал с Евой Кайли – это разовый случай? Что происходило в Европарламенте, когда там работали вы?
– По сути там происходят все те же процессы, что и в Латвии. Разве что, они более завуалированы.
Впрочем, были и громкие скандалы. Например, дело одного из лидеров фракции, евродепутата Адриана Северин, который перед своей депутатской карьерой в 1996-1997 годах занимал пост министра иностранных дел Румынии.
Ситуация стала известна в 2011 году как скандал «кеш в обмен на влияние» — журналисты газеты The Sunday Times, действуя под прикрытием, уличили в продажности Северина и еще двух членов Европарламента. По информации газеты, депутаты согласились инициировать ряд поправок в рассматриваемые парламентом законопроекты в обмен на взятки.
По данным издания, Северин отправил журналистам электронное письмо со словами: «Хочу просто сообщить, что желаемые поправки поданы к рассмотрению в положенное время». После этого он направил им счет на 12 тысяч евро за «консультационные услуги».
Это случай из серии, когда тайное становится явным. Но чаще тайное так и остается тайным. Интересно было наблюдать за тем, как некоторые евродепутаты после встречи с представителями России – и оппозиционными, и провластными – вдруг начинали демонстрировать супердорогие украшения и аксессуары. Но, как говорится, не пойман – не вор.
Возвращаясь к Кайли, могу сказать, что миллион с лишним евр, который нашли в доме у нее и ее отца — это фактические смертный приговор ее карьере.
– Что дальше будет с г-жей Кайли? Где ее будут судить?
– Судить будут в Бельгии, затем, возможно, экстрадируют на родину в Грецию, где она будут отвечать перед национальным судом.
Такая же судьбу ждет и ее подельника Пьера-Антонио Панцери, у которого дома нашли 600 тысяч евро. Я, кстати, его хорошо знаю – он в был депутатом в один созыв вместе со мной. Уже тогда было понятно, что депутатская зарплата – это не единственный его источник доходов. После завершения депутатской карьеры Панцери остался в Брюсселе и, очевидно, занялся нелегальным лоббизмом.
Откровенный цинизм, пренебрежение нормами и правилами тем более удивителен, что любой депутат знает о том, что в его офис в парламенте могут зайти представители службы охраны. И провести досмотр имеющихся вещей. Обнаружение наличных, даже нескольких тысяч евро, вызовет много вопросов, на которые потребуются дать исчерпывающие ответы.
– Поручается, что охрана может обыскивать евродепутатов. А как же иммунитете, неприкосновенность и прочее?
– Задача охраны обеспечить безопасность депутатского корпуса. В частности нейтрализовать угрозу терроризма. Поэтому Служба безопасности Европарламента имеет очень широкие полномочия.
То есть за депутатами следят не для того, чтобы как-то ограничить их свободу, а для того, чтобы обеспечить их безопасность. Так, во всяком случае, официально оправдывается усиленная и порой навязчивая охрана европейских парламентариев.
– Почему бельгийская прокуратура, чтобы провести задержания, ждала конца Чемпионата мира по футболу в Катаре?
– Не думаю, что задержания Кайле и ее команды непосредственно связаны с футболом. Скорей всего следствие дошло до логической точки, после которой надо было начинать оперативные действия в отношении подозреваемых.
То, что в это время подходил к окончания Чемпионат мира, просто случайность.
– Как вы прокомментируете реакцию (а вернее отсутствие реакции) депутатов, представляющих в Европарламенте Латвию?
– Меня самого удивляет молчание Ушакова, Калниете, Иябиса и других представителей Латвии. Думаю, что они боятся комментировать скандал, чтобы их имена в информационном потоке не соседствовали со ставшей вдруг токсичной Евой Кайли.
Кстати, Ушаков входит во фракцию социалистов и демократов, которую представляет и оскандалившаяся Кайли. Именно эта фракция и ее окружение, дали прокуратуре несколько задержанных и десятки подозреваемых.
Почему Ушаков и его социал-демократические соратники не горят желанием объяснить происходящее в недрах их фракции? Мне это не понятно. Надеюсь, они не находятся в числе подозреваемых.
Хотя и не удивлюсь, если обыски вновь пройдут в доме и/или офисе Ушакова, а позже вдруг выяснится, что он как-то связан с этим скандалом.
В любом случае, и товарищам по партии, и избирателям хотелось бы получить внятные объяснения – что там у них в Брюсселе творится.
Для справки
В настоящее время Латвию в Европарламенте представляют:
– Инесе Вайдере; – Сандра Калниете ;– Нил Ушаков; – Андрис Америкс; – Роберт Зиле; – Даце Мелбарде; – Ивар Иябс; – Татьяна Жданок.