Еще прошлый министр среды и регионального развития Артурс–Томс Плешс сыграл злую шутку с мэром Риги да и со всей Ригой, заблокировав вступление в силу нового плана территориального развития города.
Причина — многочисленные нарушения законов при принятии данного плана. Главное нарушение — наличие у столицы сразу двух параллельных планов развития: один для исторического центра, а другой — для всего города. Закон же позволяет самоуправлению иметь лишь один план территориального развития, что, в принципе, логично.
Как известно, это решение тогдашнего министра так разозлило мэра Мартиньша Стакиса, что он покинул и политическое объединение, и заодно свою родную партию. По иронии судьбы, господин Плешс входил в одно объединение со Стакисом — "Для развития–За".
Но в новый сейм ни Плешс, ни представляемое им политическое объединение не попало. И приемнику Плешса на посту министра регионального развития Марису Спринджуксу (Объединенный список) сейчас нужно решать, как же все–таки вернуть план развития столицы, ведь без этого документа–плана город не может нормально развиваться — строить, привлекать инвестиции…
И вот вчера, кажется, решение было найдено. Министр предложил внести поправки в специальный закон о сохранении и защите исторического центра Риги. Поправки позволят столице, в порядке исключения, иметь два территориальных плана — один общий и один для исторической части города. Это, по замыслу министра, позволит Риге быстро вернуться на нормальный путь развития.
Между тем вопрос остается: может ли министр вот так грубо вмешиваться в территориальное планирование самоуправления? Этот вопрос мучает и самого господина Спринджукса.
Вообще данный вопрос нужно рассматривать шире: вообще о том, насколько широкими должны быть полномочия министра в отношении местных выборных властей. Впервые этот вопрос поднялся еще в 2019 году, когда тогдашний министр Юрис Пуце, будучи представителем одной партии, решил сместить с должности политического конкурента — мэра Риги Нила Ушакова. Очевидно, что в правовом государстве один политик не должен снимать другого.
Необходимые иные правовые механизмы — например, право снимать руководителя самоуправления должен иметь только генпрокурор, или только суд, или парламент…