Новый министр сообщения полон готовности привести в порядок Рижскую окружную дорогу; по крайней мере приобрести, если не запустить по рельсам, первые поезда на аккумуляторах; построить новые велодорожки вдоль скоростных шоссе; проследить, чтобы дальнейшее продвижение проекта Rail Baltica больше не буксовало. Кроме того, министр намерен, наконец, расправиться с доставшейся ему от предшественника реформой модели управления портами.
В качестве одного из приоритетов вы выдвинули развитие региональных и местных дорог. Однако, согласно информационному докладу Минсообщения, в 2021 году 12,3% государственных дорог с черным покрытием были в очень плохом состоянии. Схожая ситуация была и с государственными дорогами с гравийным покрытием — из них в общем плохом состоянии были признаны 54,2%. Сколько из этих дорог в ближайшие годы планируется привести в порядок? Нужно ли для этого финансирование?
— Финансирования, которое ежегодно выделяется на дороги, недостаточно. В предыдущие годы акцент делался на государственные и региональные дороги. Местные дороги остались в стороне, и ситуация довольно тревожная. Поэтому и во время бюджетных переговоров это было одним из моих приоритетов, и было достигнуто соглашение о том, что в течение трех лет финансирование государственных дорог дополнительно к основному бюджету будет увеличено. В этом году на эти цели предусмотрено 11 млн, в следующем — 15 млн, а в 2025 году — 17 млн евро.
Ожидается, что с помощью этой программы мы дополнительно в течение трех лет починим 150 км дорог местного значения. Это должны быть дороги, которые соединят волостные центры с краевыми, чтобы люди могли получать качественные услуги и без проблем ездить на работу, к врачу, отвозить детей в школу и везде, куда необходимо. Сейчас, как известно, многим трудно выбраться из мест, где они живут, поэтому мой приоритет — приведение в порядок именно этих дорог.
Это не совсем касается Министерства сообщения, но не секрет, что за пределами Риги качество дорог гораздо лучше, чем в столице. Транспортный поток тоже довольно большой. Есть ли у Министерства сообщения какие-то возможности повлиять на эту ситуацию?
— Содержание улиц и дорог — функции самоуправления. Мы видим, что наиболее активное и плотное движение происходит на рижской окружной дороге, там же происходи и ряд дорожно-транспортных происшествий. Водители вынуждены ехать колонной за крупным транспортом, они пытаются обогнать и возникают различные риски. Поэтому в следующем периоде распределения фондов Европейского союза главным приоритетом будет приведения в порядок рижской окружной дороги.
Рига тоже поддерживает идею того, чтобы люди, отправляясь, скажем, из Тукумса в Адажи, могли бы объехать город по этим скоростным дорогам, не заезжая в Ригу.
Это разгрузило бы интенсивность движения в центре столицы. Рижская окружная дорога — крупнейший запланированный на последующие годы объект инфраструктуры в области дорог.
Говоря об «озеленении» транспортного движения, министр упомянул, что в Латвии доминирует личный автотранспорт с дизельными двигателями, причем зачастую такие машины привозят из других европейских стран, в которых они больше не используются.
«Я бы сказал, что это вопрос уровня благосостояния государства, поскольку, если у людей высокие доходы, они вместо дизельного автомобиля могут выбрать электромобиль. Но в Латвии не хватает подходящей инфраструктуры для электромобилей, к тому же они очень дорогие, многие наши жители не могут себе такие позволить».
Говоря о железной дороге, Витенбергс отметил ее неиспользованный потенциал:
— Если в остальной Европе железную дорогу используют все группы общества — и молодежь, и пожилые, то у нас она не освоена, часто людям трудно использовать этот вид транспорта. Например, пожилые люди говорят, что с удовольствием ездили бы на поезде, но из-за высоких ступенек не могут подняться [в вагон].
Вы упомянули, что в этом году планируется начать строительство пешеходно-велосипедных дорожек. Где именно это произойдет и в рамках какого финансирования?
— Будучи отцом трех дочерей, я вижу, что в повседневной жизни выехать всей семьей на велосипеде — большая проблема. Если едешь вдоль скоростного шоссе, часто это рискованно. Во время бюджетных переговоров была идея, что, как с местными автодорогами, на участки велодорожек тоже можно было бы выделять определенное финансирование. И здесь мнения разделились — часть коллег сказали, что это функция самоуправления. Но я считаю, что государство должно помочь и в этом, и вместе с [компанией] Latvijas valsts ceļi уже в этом году мы планируем открыть несколько таких участков.
То есть участки велодорожек будут создаваться вдоль крупных автомагистралей?
— Да. В качестве примере могу упомянуть участки Екабпилс — Сала, Лиепая — Бернаты, также появится велодорожка возле Елгавы. Такие участки будут появляться все больше, мы планируем создавать их каждый год. На следующем обсуждении бюджета я буду за это бороться, поскольку привычки людей тоже меняются, до сих пор есть множество тормозящих факторов, мешающих пересесть на велосипеды.
Поэтому и из Европейского фонда восстановления, из этих «ковидных денег», планируется создать сеть велодорожек между Ригой и ближайшими самоуправлениями. Например, Рига — Саулкрасты, Рига — Бабите, Рига — Марупе. Чтобы люди из этих приграничных с Ригой самоуправлений могли доехать до нее на велосипеде. У меня нет ни малейших сомнений в том, что интенсивность такого велосипедного движения будет большой, средства на обустройство такой инфраструктуры есть, и она определенно будет реализована в ближайшие годы.
Также следует помочь развить такие проекты и самоуправлениям. У нас есть самоуправления, которые уже построили достаточно хорошую велосипедную инфраструктуру, при этом со стороны государства в первую очередь нужно попытаться соединить их с теми населенными местами, из которых люди активнее всего передвигаются в повседневной жизни.
Вопрос в том, где люди смогут припарковать эти велосипеды, пока они сами будут находиться на работе…
— Мне нравится пример финского города, закупившего большое количество велосипедов на европейские средства, которыми может пользоваться бесплатно каждый желающий.
Эти велосипеды постоянно циркулируют на территории соответствующего муниципалитета, и ездить на них можно даже зимой, ведь создана соответствующая инфраструктура. Правда, нам как обществу потребуется некоторое время, чтобы смириться с такой идеей, но это наше будущее.
На данный момент возле больших магазинов и многих офисных зданий уже есть парковочные места для велосипедов, а на рижской стороне планируется построить точки мобильности вдоль крупных рижских железнодорожных станций, а также выделить соответствующую инфраструктуру для велосипедистов, чтобы человеку не приходилось толпиться в поезде с велосипедом на плече. А именно, чтобы человек, оставляя велосипед на вокзале, мог быть полностью уверен, что он не потеряется и будет там, когда он вернется.
Создание обширной инфраструктуры велосипедных дорожек помогло бы снизить нагрузку на общественный транспорт, который сейчас может стать для вас еще одной проблемой. Особенно после обнаружения картеля в закупках регионального транспорта. Есть ли у Министерства сообщения и подведомственной ему Автотранспортной дирекции (АТД) реальный план действий по обеспечению непрерывности движения общественного транспорта в регионах?
— В ближайших планах найти решение, что делать с лотами, по которым упомянутые компании выиграли тендер, организованный АТД. Необходимо понять, можем ли мы и как законно расторгнуть договоры с перевозчиками, которые, согласно отчету Совета по конкуренции, были замешаны в картеле. Тем более, как это сделать, чтобы не нанести вред пассажиру?
Что произойдет Реформой портов? Ясно, что до получения решения Конституционного суда никаких дальнейших продвижений не будет. Но, возможно, сейчас подходящее время, чтобы закончить не сделанное прошлым правительством «домашнее задание» — провести экономическую оценку модели управления портами?
— Я все же хотел бы напомнить, что речь идет о реформе модели управления портами. Нужно успокоить, что порты останутся на своих местах, их никто не унесет. Я принял решение продолжить этот перевод модели на общества капитала именно из-за управления. Поскольку нынешняя модель, возможно, может послужить амбициям министров, когда каждый новый министр продвигает своих представителей в портах, но так больше не может продолжаться.
Предприниматели не раз указывали на то, что реформа затянулась. Им нужна ясность, какой будет эта модель управления, чтобы можно было привлекать инвестиции и нормально работать. Я разговаривал с предпринимателями, и мы продолжим сотрудничать и впредь. Я также привлек внештатного бывшего предпринимателя из ассоциации стивидоров.
Думаю, в какой-то момент ситуация раскачалась в чьих-то интересах, и сейчас я чувствую, что самоуправления хотят сохранить свое бывшее влияние.
Мы в свое время, уважая, что эти порты находятся на территориях самоуправлений и должны вместе уживаться, призывали самоуправления участвовать. Думаю, мы все только выиграем, если Рижский и Вентспилсский порты будут государственными обществами капитала со стабильным управлением, а не с таким, которое каждый год меняется.
Когда вы были министром экономики, вы выслушивали представителей отрасли. Вы продолжите эту традицию?
— Чтобы сотрудничать и хорошо работать вместе нужны две стороны Я и раньше считал, что министр без коммуникации с конкретными отраслями, который хорошо знает, что им нужно, не справится. Здесь важна синергия. Я должен представлять эти отрасли во всех возможных форматах. Я буду говорить и работать с организациями, которые представляют всех предпринимателей конкретной отрасли, чтобы вместе двигаться к цели. Министр, работающий в отрыве от отрасли, может лишь «заварить кашу».