Возможно, действующий президент совершил роковую ошибку, решив повременить с заявлением о готовности баллотироваться на второй срок
Политический процесс не терпит пустоты. И сложившейся ситуацией очень ловко и главное — своевременно воспользовался предприниматель Улдис Пиленс, который в первый рабочий день после пасхальных выходных заявил о готовности баллотироваться в президенты.
Отметим, что до этого момента не было вообще потенциальных кандидатов на пост главы государства. Действующий президент Эгилс Левитс после настойчивых вопросов журналистов как бы нехотя подтверждал, что если ему предложат пойти на второй срок, то он, пожалуй, согласиться. Но с политтехнологической точки зрения это была ошибочная тактика.
И вот, пока Левитс находился за пределами Латвии, о своих президентских амбициях объявил Улдис Пиленс.
Во всем виноваты низкие рейтинги…
Да, понятно, что низкие рейтинги довлели и довлеют над Левитсом, и, вероятно, поэтому он не спешил публично заявлять о своих амбициях.
Возможно, президент был уверен, что до начала процесса официального выдвижения депутатами претендентов на президентский пост — 9 мая — еще есть время и он успеет стать первым кандидатом. Но очевидно, что глава государства просчитался.
Он должен был уже сразу после принятия бюджета начать консультации и с правящей коалицией, и хотя бы с частью оппозиции — например, в лице "прогрессивных" о возможной поддержке своей кандидатуры. Уже можно было познакомить и депутатов, и общественность со своей программой на следующие 4 года.
Вместо этого Левитс просто активизировался в общественном пространстве. Нет, это тоже, конечно, неплохо, но… все равно уже поздно. Ну как Левитс может за месяц успеть сделать то, что он не смог сделать почти за четыре года?! А именно — завоевать доверие (симпатии) населения.
Есть шанс на 51 голос
Так или иначе, но пассивностью Левитса воспользовался Улдис Пиленс — отец–основатель Объединенного списка. Несомненно, он своей игрой на опережение получил стратегическое преимущество.
Нельзя исключить, что этому решению Пиленса предшествовала подготовительная работа в политических кулуарах. И наверняка не только фракция Шлесерса, который уже загодя выразил готовность голосовать за Пиленса, если он будет баллотироваться, но и другие оппозиционеры могут его поддержать. Если вся оппозиция, включая независимого депутата Гревцову, но кроме "Прогрессивных", поддержит Пиленса, то это уже дает ему необходимый 51 голос.
"Прогрессивные" могут попытаться "спутать" карты и выдвинуть своего кандидата. Но это едва ли как–то поможет Левитсу. И для самих "прогрессивных" это будет всего лишь дополнительным пиаром — ну кто еще в нынешнем сейме будет голосовать за либерального кандидата?
Конечно, всякое может быть — наверняка в отношении Пиленса будет организована кампания по очернению. В надежде, что часть оппозиционеров изменит свое мнение — например, в пользу Левитса. Но пока шансы действующего президента не выглядят очень высокими. У Пиленса стартовая позиция куда предпочтительнее.
Что касается ТВ–Visu Latvijai, которые выдвигали Левитса и 4 года назад, и 8 лет назад, то их представитель уже заявил: они намерены встретиться с действующим президентом, выслушать его мнение и затем уже определиться.
Иными словами: если Левитс скажет, что готов баллотироваться, то депутаты от нацобъединения его выдвинут на второй срок. Видимо, тогда о своей поддержке Левитсу заявит официально и "Новое Единство". Возможно, правда, что к этому моменту у Пиленса уже будет "в кармане" 51 голос.
Почти серый кардинал
Несколько слов надо сказать собственно о самой фигуре Пиленса. Про таких говорят — крепкий хозяйственник. Он, будучи архитектором по образованию, организовал очень эффективный строительный бизнес, его корпорация все время росла, а вместе с ней рос и доход Пиленса.
Он неизменный фигурант списка миллионеров, начиная с конца 90–х годов! Политика ему тоже все эти 30 лет не была чужда. Пиленс был среди тех, кто вместе со Шкеле организовывал Народную партию — в частности, Пиленс создал отделение партии в родной Лиепае. Правда, в большинстве случаев Пиленс предпочитал оставаться в тени. Он баллотировался лишь однажды и успешно — в 2005–м стал депутатом Лиепайской думы.
Теперь уже очевидно, что Пиленс еще задолго до последних сеймовских выборов готовил себя к возможному старту на президентских выборах.
Во–первых, Пиленс хотя и являлся соучредителем Объединенного списка, тем не менее сам в сейм не баллотировался, предпочитая быть над схваткой.
Во–вторых, после выборов он отказался не только от борьбы за премьерский пост (было ясно, что премьерский портфель в первую очередь предложат Кариньшу как победителю выборов), но сразу же отмел и возможность лично участвовать в работе правительства Кариньша — в ранге министра или, например, вице–министра, если таковые все–таки в этом правительстве появятся.
Примечательно, что почти год назад он с супругой Илзе создал благотворительно–просветительский фонд, который поддерживают, в частности, и бывшие ведущие политики Латвии — перед широкой аудиторией под эгидой фонда недавно выступали и экс–президенты Вайра Вике–Фрейберга и Валдис Затлерс, и экс–премьер Валдис Биркавс…
Юристы, экономисты, психолог… Настала очередь для архитектора?
Если оглянуться в историю президентства в Латвии, то у нас на посту главы государства архитекторов еще не было. В Первой республике три первых президента были юристами, а четвертый — Карлис Улманис, который сам себя провозгласил президентом, — по образованию был агроном.
После восстановления независимости у нас было шесть президентов — экономист Гунтис Улманис, психолог Вайра Вике–Фрейберга, врач Валдис Затлерс, экономист и радиоинженер Андрис Берзиньш, биолог Раймондс Вейонис и юрист Эгилс Левитс.
И вот теперь настал черед архитектора? Это мы узнаем уже 31 мая, когда состоятся выборы.