Хотя глава профсоюза работников Инга Ванага не перестает возмущаться "наглостью" политиков, которые обещают, но слово свое не держат, в действительности такое поведение едва ли должно удивлять лидера протестного движения педагогов.
Во–первых, не так давно госпожа Ванага сама была депутатом сейма, пусть и оппозиционным, и знает кухню изнутри.
Во–вторых, для правящих такое поведении из серии "как мы могли не обещать" было характерным все эти 30 лет…
Вспомним, что "бунт на корабле" педагоги подняли в очень подходящее время — накануне сеймовских выборов. Находящаяся тогда у руля Министерства образования Анита Муйжниеце ("Консервативные") действовала согласно "традиции" тех, кто дорвался до власти — мол, денег нет, но вы держитесь! Мы и так буквально чуть ли не последние копейки вырвали из бюджета, чтобы вам, неблагодарным учителям, повысить зарплату на все эти пару евро.
Давайте жить дружно. Особенно перед выборами…
Но профсоюз учителей прекрасно понимал, что если госпожа Муйжниеце в политике разбирается слабовато, то опытнейший зубр Кариньш политическое чутье еще не утратил и едва ли захочет идти на выборы в ситуации, когда параллельно с выборами идет забастовка учителей.
Расчет оправдался, и в улаживании конфликта с учителями вступил сам глава правительства.
Вскоре удалось подписать соответствующий протокол о выполнении всех требований педагогов… но в следующем году. Заявку на забастовку отозвали — и Кариньш пошел на выборы с высоко поднятой головой. И, кстати, на этих выборах победил.
Обмануть не удалось — пришлось выполнить требования
Выборы закончились, было создано и новое правительство, а требования учителей так и не были выполнены. Точнее — были выполнены лишь частично. И тогда Ванага и Ко вновь пригрозили забастовкой. Поразительно, но за почти четыре месяца нового года власти так и не смогли или, точнее — не захотели найти общий язык с профсоюзами. Сперва уже новый министр образования Анда Чакша уверяла, что все обещания выполнены, до единого, и что просто профсоюз теперь пытается выдвигать некие новые требования, которые осенью прошлого года не звучали.
"Дальше мы идти уже не готовы! Я категорически не согласна с этими требованиями!" — еще пару недель назад в прямом эфире ЛТВ–1 вещала Анда Чакша. Видать, была убеждена, что профсоюзные активисты поспорят, поспорят с ней и потом все равно успокоятся.
Когда госпожа Чакша и ее однопартийцы в лице премьера Кариньша и министра финансов Ашераденса поняли, что профсоюзы "не успокоятся", тут же были найдены дополнительные средства на выполнение уже якобы всех требований учителей. Но дальше опять политики решили действовать маленькими шажками, словно надеясь хоть как–то обмануть педагогов. Какой был смысл в минувший вторник утверждать отдельно графики повышения минимальной учительской ставки, если профсоюз изначально заявил: мы этим графикам не верим и не будем их признавать до того момента, пока не будут внесены все необходимые поправки в правила Кабинета министров?
В итоге правительству пришлось в минувшую пятницу собираться вновь и вносить изменения в правила. Однако ситуация уже настолько была накалена, а уровень недоверия к власти был настолько высоким, что отменить предупредительную забастовку уже даже сама Ванага не могла.
Если очень надо, то деньги найдутся
Дальше произошло очередное "чудо". Хотя в минувшую пятницу премьер и министр образования с пеной у рта доказывали, что все требования педагогов выполнены, тем не менее уже ко вторнику премьер сдался и подтвердил готовность все–таки вновь прислушаться к профсоюзам и последние из невыполненных (!) требований выполнить!
На эти цели будет выделено дополнительно 4,2 миллиона евро. Таким образом, всего в этом году на выполнения требований по минимальным учительским ставкам и балансировке нагрузок, а также повышения дотаций на каждого обучаемого выделено 104,2 миллиона евро (89 миллионов, плюс 11 миллионов и плюс 4,2 миллиона).
Вчера, когда этот материал готовился к печати, правительство вновь собралось на внеочередное заседание и уже провело работу над ошибками. Отсюда можно сделать выводы, что продолжения забастовки учителей не будет.
Из всей этой эпопеи можно сделать следующие выводы.
Вывод первый. Больше уже политики могут не пытаться хитрить в надежде обмануть профсоюзы и сэкономить на частичном выполнении требований. К властям уже доверия нет, и профсоюзы не будут отменять предупредительные забастовки и отказываться от бессрочной забастовки только на основании каких–то словесных обещаний или путем принятия правительством неких необязательных документов.
Вывод второй. Лучше уже правительству, как плохому студенту, не тянуть до последнего в надежде "на спасительную ночь перед экзаменом". Игра в затягивание времени — это самый верный путь к забастовке. Учителя да и медики уже поняли, с кем имеют дело, и будут "держать оборону" до последнего.
Вывод третий. История с учителями создала прецедент. Те же медики увидели, что если быть последовательными, если до конца бороться за свои права, прибегая и к такому жесткому методу борьбы, как забастовка, то в итоге можно чего–то добиться.
А теперь медики!
Очевидно, что теперь медики будут действовать так же жестко, как учителя. Ведь это дает эффект.Медики требуют более стремительного повышения окладов всех медработников, а также увеличение общих расходов бюджета на здравоохранение минимум еще на один процент. Что в денежном выражении означает — дополнительно выделить на здравоохранение минимум 120–140 миллионов. Причем уже в этом году, а не к 2025–му, как обещало правительство.
В действительности найти эти средства не представляет большого труда.
Во–первых, премьер уже поручил до 26 мая всем министерствам представить информацию о возможности сэкономит средства, выделенные министерствам, с тем чтобы направить их на медицину. Наверняка уже летом удастся найти "лишние" 70–80 миллионов евро, которые пойдут на здравоохранение.
Во–вторых, при таком дефиците бюджета — 4,2% от ВВП, вполне можно пойти дальше и увеличить его до 4,3–4,5%, что позволит — да, путем роста госдолга — заполучить недостающие средства на медицину. В конце концов, это в перспективе все равно обойдется государству дешевле, нежели если латвийцы, не имеющие достаточных средств на платную медицину, просто не будут вовремя обращаться к врачу и в итоге потеряют трудоспособность и станут инвалидами.
В общем, власти уже должны смириться с необходимостью начать более–менее адекватно финансировать образование, здравоохранение и систему внутренних дел. Особенно в условиях инфляции и с учетом того, что сами себя власть имущие не обидели и подняли себе зарплаты в разы больше, чем тем же педагогам и медикам!