Новоиспеченный президент Латвии Эдгарс Ринкевичс начал свое правление с посещения регионов страны. Себя показать и на народ посмотреть.
Хуже не будет
Что ж, дело хорошее. Вряд ли это хоть как-то поможет Ринкевичу в работе и уж точно никак не облегчит жизнь населению посещаемых регионов, но символически мероприятие красивое.
Начать свой вояж президент решил с Латгале, отправившись в Краславский край. Тот, что граничит с Белоруссией. «Краславский край занимает особое место в Латгале и на карте нашей страны. Это не только одна из старейших заселенных территорий в Латвии – здесь, у границ страны, бок о бок долго и мирно живут и развиваются люди разных национальностей и вероисповеданий. Особую радость и удовлетворение доставляют энергичные предприниматели и жители Краславского края», – приводят сказанное Ринкевичем в Краславе информационные агентства.
Пустые, конечно, слова, формальные. Будто мы без Ринкевича не знали, что в Латгале много национальностей, и не в курсе, что они не колотят друг друга дни напролет. Но надо же что-то говорить.
«В ходе визита президент ознакомился с планами самоуправления Краславского края в связи с будущим развитием края, в том числе по вопросам образования, реформы школьной сети, транспорта и инфраструктуры, телевидения и радиовещания», – информируют далее агентства.
Кто-кто президент?
Телевидение – больная тема, кстати, для Латгале. Вернее, для латвийских властей. Рижский телесигнал там ловится плохо, кабельного ТВ нет, вот и смотрят местные жители Лукашенко-ТВ или даже – ужас, ужас – запрещенные в Латвии российские телеканалы на пиратских тарелках и даже на комнатных антеннах.
Ходила шутка, что некоторые жители приграничья всерьез полагают, что президента Латвии зовут Александром Григорьевичем, он усат и лысоват и любить распекать перед камерой нерадивых директоров колхозов. Некоторые, кстати, считают, что это и не шутка вовсе и что такие люди существуют.
В общем, в любом случае показать латгальцам в лице Ринкевича, кто в доме хозяин (кстати, в Краславском крае очень высок процент населения с белорусскими корнями), не будет лишним, это точно.
Отдельный разговор
Вообще феномен Ринкевича заслуживает отдельного разговора.
Он был самым популярным министром правительства Кришьяниса Кариньша, что в нашей стране кажется удивительным, учитывая презрительно-негативное отношение большой части населения к сексуальным меньшинствам.
Во время визита президента в Латгале соцсети его обласкали, а когда Ринкевич потрогал за лапку кота, что попало на камеры, так и вовсе едва не умерли от восторга и умиления.
«Надо же, президент, а котика погладил! А ведь мог и ногой пнуть», – примерно так можно было интерпретировать всеобщее ми-ми-ми.
Глубинный народ насупился
Это детское восхищение ярко контрастирует с настроениями глубинного народа, которые мне удалось прослушать не так давно в эфире Латвийского радио-1. Ринкевича тогда только что объявили кандидатом в президенты, и ведущая решила устроить опрос на эту тему.
Каждого второго дозвонившегося в студию пришлось обрывать на полуслове, насколько по-хамски они пытались высказаться относительно кандидата в президенты, признавшегося когда-то в своей нетрадиционной ориентации.
Кстати, и на выборах в Сейм, прошедших минувшей осенью, Ринкевичс оказался самым популярным политиком, набрав самое большое число плюсов. Удивительно, в общем. Впрочем, можно предположить, что дремучие гомофобы и на выборы не ходят, и в фокус-группы соцопросов не попадают. Вряд ли такие люди действительно сильно интересуются политикой в частности и внешним миром вообще.
Кстати, сам Ринкевичс гей-тему не педалирует, никогда ни о чем таком не говорит, что, возможно, привлекает тех, кто и гомофобией не страдает, но и ЛГБТ-проблематики сторонится. Таких в Латвии, вероятно, большинство.
Перенос популярности
Перенесется ли популярность министра иностранных дел на президента? Пока переносится, как видим. Но со временем этот процесс замедлится и вовсе остановится. Прошлые заслуги долго учитываться не будут – у избирателя короткая память. Придется зарабатывать очки заново. Тем более что быть популярным министром гораздо легче, чем президентом. Требовать от главы государства будут гораздо больше, чем от главы внешнеполитического ведомства.
История показывает, что населению ЛР нравятся президенты, готовые проявить жесткость, легко идущие на конфликт с остальными ветвями власти.
Такой была, например, Вайра Вике-Фрейберга, любившая бросать обратно в Сейм не понравившиеся ей законы, а также не стеснявшаяся критиковать ни правительство, ни парламент.
Сможет ли Ринкевичс показать характер? Сможет ли порвать пуповину, которая связывает его с правящей партией «Новое Единство»?
На чужой площадке
По всему видно, что новый президент понимает, куда ему надо двигаться, но решил он начать с судебно-правовой системы, на которую обрушился с резкой критикой. Забавно, что это та сфера, в которой, по идее, должен был чувствовать себя как рыба в воде предыдущий глава государства – Эгилс Левитс. Весьма символично, что Ринкевичс решил поиграть на его площадке.
Едва вступив в должность, хозяин Рижского замка разнес в пух и прах прокуратуру. Недовольство президента вызвало сообщение о том, что некий гражданин Латвии был оштрафован на 15 тыс. евро за оказание «незаконной интеллектуальной и физической поддержки России».
По словам Ринкевича, он недоволен слишком мягкими приговорами по делам о преступлениях на почве ненависти, и в ряде случаев таких приговоров требовала именно прокуратура, при этом свои решения она разъясняет вяло. Президент также отметил, что речь идет не только об одном конкретном случае, но и о других делах, связанных с разжиганием ненависти и насилием.
«Во-первых, я считаю неудовлетворительным то, что прокуратура не до конца разъясняет свои решения, во-вторых, я считаю неудовлетворительными и такие наказания», – добавил он. А затем вызвал на ковер генерального прокурора Юриса Стуканса.
Совершенно случайно
Жесткость президента, наверное, многим понравилась. Но тут не перегнуть бы палку. Вроде как судебная власть у нас отделена от исполнительной и прочих других. Если суд решил, что штраф – это именно то наказание, которое необходимо, то так тому и быть.
Но настроения нового начальства уже приняты к сведению и игнорировать их не будут. Генеральный прокурор Юрис Стуканс запросил комментариев своих подчиненных о законности решения полиции относительно прекращения уголовного процесса в связи с избиением представителя ЛГБТ-сообщества в Даугавпилсе.
Это случилось как раз в те дни, когда по Латгале разъезжал президент Ринкевичс. Но это, конечно, чистое совпадение.