Публицист Бенс Латковскис на сайте Nra.lv взял интервью у экc-депутата, ныне - помощника евродепутата Йябса, Петериса Винькелиса. Публикуем выдержки из него в преводе Rus.nra.lv.
[...] Кто в этих трехмесячных политических соревнованиях по «перетягиванию каната» оказался в самом крупном проигрыше, а кто — в выигрыше?
Парадоксальным образом проигравшей является сама премьерская партия «Единство». «Единство» в течение этого периода обеспечило себе максимальную власть — получило должность мэра Риги, сохранило пост премьера, увеличило большинство в правительстве, поставило на место всех прежних, а также новых партнеров, начиная с «Объединенного списка» и заканчивая Гунарсом Кутрисом.
Но, получив, казалось бы, наибольшую власть, они потеряли в плане репутации и симпатий избирателей. Не очень много, но проиграли. И я говорю не только о рейтингах. На уровне эмоций. Парадокс в том, что «Единство», получив больше власти, потеряло часть кредита доверия.
В выигрыше, конечно же, «Прогрессивные». Это очевидно. Они вошли в правительство и смогут осуществить то, что задумали. И, конечно, Союз зеленых и крестьян. Так сразу и не скажешь, кто больше выиграл — Союз зеленых и крестьян или «Прогрессивные». Но все-таки Союз зеленых и крестьян в большем выигрыше — если это правительство будет меняться, то «Единство» может не получить должность премьера или даже оказаться вне правительства, и «Прогрессивные» могут остаться вне правительства, а Союз зеленых и крестьян будет незаменим при любых переменах в будущем. Союз зеленых и крестьян будет реабилитирован. Его реабилитация происходит каждый день.
«Объединенный список», в свою очередь, проиграл. С Национальным объединением — интересная ситуация. С идеологической точки зрения, с содержательной и программной точек зрения, с точки зрения отношения избирателей, позиция Национального объединения не является сложной. Они с честью прошли через этот трехмесячный процесс. С минимальным количеством произведенной, скажу на жаргоне, полной чуши. В общем количестве чуши, произведенной на данном этапе, их вклад был наименьшим.
Райвис Дзинтарс был меньше других вовлечен в это «производство». Все остальные производили невероятное количество ерунды. Слов, которые не имеют ничего общего с реальностью. Масштаб этой ерунды был немыслимым. Национальное объединение, по крайней мере, говорило все как есть. С другой стороны, в партии есть и практическое крыло, и они, возможно, расстроены, но в целом нельзя сказать, что Национальное объединение является проигравшим.
Вы упомянули версию, о которой говорят очень мало, — о том, что возможно правительство и без «Единства». Какую модель вы имели в виду?
Хотя такая модель маловероятна, но она возможна. Если Союз зеленых и крестьян Лембергса (надо говорить так, потому что следует отделять Союз зеленых и крестьян Лембергса от просто Союза зеленых и крестьян) больше не является табу, то почему должно существовать вечное табу по отношению к партии «Латвия на первом месте» Айнарса Шлесерса?
Готовность Союза зеленых и крестьян пойти на все, лишь бы попасть в правительство, не может стать для них минуcом?
Они сознательно идут на то, что делают. Они это сказали. Четко и ясно. Мы проголосовали за президента Эдгарса Ринкевичса и потеряли очки. Мы готовы проголосовать еще по некоторым вопросам и потерять очки, но мы знаем, почему мы это делаем. Чтобы попасть в правительство, чтобы добраться до власти и сделать то, что важно для нас и наших избирателей. Они верят, что избиратели оценят это больше, чем их отход от каких-то «идеологических» линий. У них есть одна линия, от которой они не отступают, и за это их можно уважать. Это их кандидат в премьеры. Они не отступили, не отвернулись, не прекратили сотрудничество, не прекратили ссылаться. Такая последовательность может дать им очки.
Самая интересная сила в новой коалиции — это «Прогрессивные», поскольку они представляют что-то новое, небывалое и поэтому трудно предсказуемое. Как вы прогнозируете их будущее, учитывая опыт Рижской думы?
Думаю, что «Прогрессивные» будут относительно примиренческими в этом правительстве. Особенно в бюджетных и финансовых вопросах, в которых у них объективно гораздо больше амбиций в связи с расходами, тратами, займами, и их фискальная политика является более гибкой, чем у «Единства». Они смирятся с определяющей ролью «Единства».
Это один момент, но есть и второй важный момент, который следует подчеркнуть. Это будет первое за долгие годы правительство, в составе которого есть две партии, за которые голосовали русскоязычные граждане Латвии. Это Союз зеленых и крестьян Лембергса и «Прогрессивные». Не помню, чтобы в правительстве были партии со значительным количеством русскоязычных голосов.
Прогнозирую, что это правительство будет более умеренным в своей страсти к «дерусификациии». Это первое за долгие годы правительство, в котором нет Национального объединения. Прогнозирую, что избиратели Союза зеленых и крестьян Лембергса и «Прогрессивных» оценят это и проголосуют за них в еще большем количестве, чем в октябре 2022 года. Этот процент русскоязычных, может быть, не так уж и велик, потому что есть Шлесерс, Росликов и другие, но если им удастся сохранить хотя бы треть русскоязычных избирателей, то это восемь процентных пунктов. Это приличное количество. Это может оказаться длительной тенденцией.
То есть у русских могут появиться свои партии, которые имеют возможности войти в правительство. Быть их голосом не только в парламенте, но и в правительстве. Наши русскоязычные граждане могли бы это оценить. К тому же в Союз зеленых и крестьян придет и Олег Буров. Все это может оказаться долгосрочным приобретением. И для этих партий, и для русскоязычных избирателей. Это демократия.