"В международных отношениях возрастает значимость военной и силовой политики. Используя широкий спектр гибридных, киберугроз, конвенциональных и ядерных угроз, авторитарные государства угрожают международной безопасности и западным демократическим ценностям", — так констатируется в Концепции обороны государства, которую в среду рассматривала профильная парламентская комиссия.
Всё плохо
Документ, подготовленный еще прошлым составом Кабинета министров — под ним стоит подпись премьера Кришьяниса Кариньша, характеризует глобальные процессы с изрядной долей пессимизма: "Авторитарные государства не соблюдают общепринятые принципы и нормы международного права, осуществляя агрессивную и непрозрачную политику. Стратегические соперники прямо и с помощью посредников постоянно тестируют устойчивость и единство западных государств".
Вот и оценка роли Москвы: "Полномасштабная война России в Украине фундаментально изменила среду безопасности Европы. Изменения сохранятся долгосрочно, и исход войны определит дальнейшую архитектуру безопасности Европы. Развернув эту войну, Россия в очередной раз подтвердила готовность использовать военную силу для достижения своих геополитических целей".
"Россия хочет поделить мир на сферы влияния и расширить свою территорию, — гласит документ, подготовленный Министерством обороны при прежнем руководителе Инаре Мурниеце (Национальное объединение). — Чтобы этого достичь, Россия разрушает существующую архитектуру безопасности, переписывает историю, культивирует пропагандистские послания о российских исторических землях, требует от НАТО вернуться к границам 1997 года и не расширяться на восток, а также требует от США уменьшить свое присутствие в Европе.
Россия не считает международные договоры и конвенции, а также всеобъемлющие принципы и нормы международного права обязательными для себя. Брутальные военные действия России, насилие против гражданских жителей и другие военные преступления в Украине ясно подтверждают, что Россия использует подобную тактику и в других военных конфликтах".
Отношение поменялось
В документе немало говорится и о позиции Пекина: "Все более значимые вызовы для международной безопасности порождают возрастающие глобальные амбиции Китая. Китай интенсивно использует различные политические и экономические средства, конфронтирующую риторику, информационные и коммуникационные технологии и кибератаки, чтобы укрепить глобальное и региональное влияние. Китай стремится получить контроль над технологическими и индустриальными секторами западных государств, критической инфраструктурой и цепями поставок, угрожая свободе действий западных государств".
"Вызовы для НАТО, в том числе безопасности Латвии, порождают стратегическое соперничество Китая с США и углубление стратегического партнерства Китая и России, особенно в военной области".
Стоит обратить внимание на то, что "великий поход" Поднебесной к мировому влиянию начался не сегодня и даже не вчера. Однако когда в Риге, в Большой гильдии, в конце 2019 года отмечали 70–летие КНР, на сцену для совместного фото с китайским послом поднимался лично министр обороны, товарищ премьера Артис Пабрикс. При Мурниеце, как видим, концепция поменялась. А что скажет на это новый глава минобороны, "прогрессивный" Андрис Спрудс?