Еще в 2019 году, когда министр среды и регионального развития Юрис Пуце решил избавиться от своего давнего политического оппонента и конкурента Нила Ушакова, сняв его с должности мэра, начались дискуссии о демократичности подобного шага.
Ведь получается, что один политик в должности министра снимает с работы другого политика, причем того, кто получил мандат от народа. Да, формально отстраненный мэр имеет право опротестовать это решение министра в суде, но с учетом рассмотрения в двух инстанциях вердикт суда может быть принят, когда ситуация уже изменилась и практического смысла это заключение суда не имеет.
Применительно к Рижской думе следует сказать, что затем дума вообще была распущена, а отстраненный мэр впоследствии стал евродепутатом.
Угроза роспуска и ответный ход
В новом Законе о самоуправлении, тем не менее, это право министра увольнять мэра сохранилось, и, как мы знаем, две недели назад глава минсреды и по делам самоуправлений Инга Берзиня ("Новое Единство") этим правом воспользовалась, сняв с должности мэра Резекне Александра Барташевича. Он тоже решил обжаловать это решение в суде.
Видимо, ответ мы узнаем через годик–другой, но Барташевич уже в соответствии с распоряжением министра потерял мэрский пост. При этом он решил удивить всех, придумав вместе с однопартийцами интересный ход: он и остальные депутаты правящей фракции срывают три, а если потребуется, и больше заседаний думы с тем, чтобы правительство было вынуждено запустить процесс роспуска и проведения досрочных выборов. Видимо, Барташевич и Ко надеется, что в этой ситуации он и его партия может на внеочередных выборах одержать еще более убедительную победу.
Праздник непослушания
Этот вариант просчитали и правящие в стране партии, которые явно не настроены своими действиями помогать политическому оппоненту Барташевичу. Ведомство Берзини сейчас ищет противоядие от этих вредных замыслов резекненских властей.
Один из вариантов министр среды и регионального развития уже озвучила: внести поправку в закон, которая бы позволяла автоматически аннулировать депутатский мандат тем, кто без уважительной причины трижды подряд пропускает заседания думы.
Ну, во–первых, с юридической точки зрения это очень сомнительная идея, особенно учитывая, что депутаты местных самоуправлений не освобождены от своей основной работы и могут вполне иметь неотложные дела по работе, которые не позволяют им присутствовать на заседаниях.
Во–вторых, депутаты тоже обладают хотя бы минимальной фантазией и найдут способ, как законно бойкотировать принятие решений, демонстрируя недееспособность думы. Например, думцы будут регистрироваться для участия в заседании, но не будут голосовать. Или торпедируют принятие городского бюджета со всеми вытекающими.
К такому развитию событий центральные власти тоже, видимо, готовы. В конце концов, им никто не мешает ввести внешнее финансовое управление городским бюджетом, начав так называемый процесс финансовой стабилизации.
Кроме того, если затянуть эти разборки с Резекненской думой до лета следующего года, то пока будет принят Сеймом закон о роспуске Резекненской думы, до очередных выборов останется менее 9 месяцев. Закон же о выборах самоуправлений гласит, что если роспуск думы происходит менее чем за 9 месяцев до очередных выборов, то внеочередные выборы не проводятся и весь этот период — в данном случае до июня 2025 года — думой управляет временная администрация из числа чиновников министерств.
Допуск и гражданская оборона
Вообще, как мы видим, центральные власти всерьез взялись за местную власть.
Цель — ужесточить контроль и влияние на самоуправления. Самое явное тому подтверждение — намерение президента Ринкевичса добиваться изменений в законе с тем, чтобы мэры, вице–мэры и исполнительные директора имели допуск к гостайне. Конкретные поправки глава государства обещает внести в Сейм уже на следующей неделе.
Пока неясно, а что будет с теми мэрами и вице–мэрами, которым спецслужбы откажут в допуске. Им придется свои посты покинуть?
Президент необходимость получения руководством самоуправлений допуск к гостайне объяснил сложной геополитической обстановкой и тем, что мэры и вице–мэры должны быть в курсе планов гражданской обороны.
С одной стороны, вроде бы этот аргумент выглядит логично. Но с другой… А что, собственно, произойдет дальше, когда мэры и вице–мэры ознакомятся с этими планами? Все решения в самоуправлениях принимаются коллегиально, мэр или его зам не может просто издавать распоряжение без решений думы. И как тогда депутаты будут принимать то или иное решение, если мэр с ними даже не сможет поделиться этими же засекреченными планами гражданской обороны?
Что ж, дождемся собственно самих предложений от президента. Хотя уже сейчас ясно, что по крайней мере часть коалиции эти предложения поддержит. Сложнее будет, например, "зеленым крестьянам", которые имеют очень широкое представительство в самоуправлениях. Их мэры и вице–мэры могут оказаться под ударом.
Сам автор предложения — Эдгарс Ринкевичс — успокоил оппонентов, заявив, что спецслужбы не занимаются политикой, и они в соответствии с законом лично разъясняют тому или иному претенденту на допуск, почему ему это разрешение не выдали.
Кроме того, отказ в допуске можно обжаловать и генеральному прокурору, и в суде. Это все, конечно, так, но очевидно, что писать жалобы политик уже будет после того, как лишится поста мэра или вице–мэра.
Замена правил по ходу игры
И еще. Союз самоуправлений, не отвергая идею в принципе, логично призвал распространить новые требования к мэрам и их замам уже на думы следующего созыва, то есть на тех, кто придет к власти в муниципалитеты после выборов июня 2025 года.
В правовом государстве несолидно менять правила игры в процессе самой игры. В этом случае и сами кандидаты в депутаты, и избиратели будут знать, что может произойти после выборов. А именно: что тот или иной кандидат в мэры может мэром и не стать, поскольку ему откажут в допуске к гостайне.