У кого могут возникнуть претензии к хорошо охраняемой и защищенной государственной границе? Ответ кажется очевидным: в мирное время - у нелегальных иммигрантов и контрабандистов, в военное - у врага и тех, кто ждет вторжения. Об этом пишет Latvijas Avīze.
Если кто-то активно выступает против укрепления границы и пытается подстрекать общество, возникает вопрос о его мотивации. В случае с мэром Даугавпилса Андреем Элксниньшем это только усугубляет подозрения, которые возникали в его отношении раньше.
5 марта правительство Латвии утвердило план усиления обороны и мер против мобильности на восточной границе. План был не неожиданным или секретным решением, а частью создания общей Балтийской линии обороны, о которой министры обороны Латвии, Литвы и Эстонии договорились 19 января этого года. В тот же день, когда правительство утвердило план укрепления границы, мэр Даугавпилса опубликовал в "Facebook" текст на русском языке, который начинался с тревожного заявления: "В 30 км от нашего города собираются минировать дороги и копать рвы! Вчера вечером правящие просто поставили перед фактом города Латгалии - готовиться к неминуемой и скорой войне!".
Элксниньш мастерски смешал разные темы, чтобы выразить свое недовольство и настроить население против этих планов. Мэр Даугавпилса призывает "не сдавать Латгалию!", но это не призывы к сопротивлению агрессору или укреплению национальной обороны, а способ посеять панику и целенаправленно натравить Латгале на остальную страну.
На следующий день мэр Даугавпилса разместил в соцсетях то же заявление на латышском языке и сопроводил его видеообращением, которое по сравнению с русской версией было менее вызывающим по тону.
Глава Лудзенского края Эдгар Мекшс говорит, что никакой тревоги в обществе в связи с планируемым укреплением границы нет, и, по сути, в этом плане нет ничего нового. В то же время мэр Краславского края Гунар Упениекс отмечает, что коммуникацию между Ригой и самоуправлениями можно было бы улучшить, потому что от населения поступили вопросы по поводу реализации плана.