Дело о незаконных пожертвованиях партии «Для развития Латвии» (Latvijas attīstībai / ДРЛ) завершилось без привлечения к уголовной ответственности, так как по многим эпизодам истекли сроки исковой давности, а в других случаях суммы были недостаточно велики для возбуждения уголовного дела, хотя были видны следы фиктивных пожертвований, сообщает центр журналистских расследований Re:Baltica, пишет ЛЕТА.
Проверки начались в 2020 году после того, как политик Марис Мичеревскис покинул ДРЛ, заявив, что пожертвовал партии деньги, предоставленные тогдашними членами правления ДРЛ Эдгаром Яунупсом и Юрисом Пуце. Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) возбудило дело и выявило 132 жертвователя, подлежащих проверке, поскольку были видны признаки незаконного финансирования.
На допросе KNAB некоторые благотворители признались, что были посредниками, у некоторых не было достаточного дохода для пожертвования, а другие жертвовали партии крупные суммы и одновременно брали быстрые кредиты на проживание, выяснила Re:Baltica в материалах закрытого дела.
Например, некий Карлис Берзиньш рассказал, что в 2020 году он попросил у матери 1000 евро (именно столько он зарабатывал в месяц), потому что хотел купить диван для квартиры, которую планировал снять. Оказалось, что у жильцов есть своя мебель и на диван деньги уже не нужны, поэтому он все пожертвовал ДРЛ. В 2018 году продавец Артур Страздиньш пожертвовал партии 1900 евро, хотя его зарплата на тот момент была в три раза меньше пожертвований, и молодой человек был должен как минимум шести компаниям быстрого кредитования. 19 000 евро поступили в казну партии благодаря Эдгару Калейсу, который рассказал, что часто выигрывал в игорных залах. В то же время, бухгалтер Анастасия Ельник в 2018 году пожертвовала ДРЛ 1100 евро, при этом на допросе в KNAB женщина не смогла назвать точное название партии, которой она пожертвовала деньги.
Несколько свидетелей назвали KNAB политиков, которые давали деньги и призывали к пожертвованиям: Пуце, Яунупс, Виестурс Лиепкалнс, Артурс Томс Плешс. Сами названные лица отрицают эти обвинения, но KNAB не пригласил политиков для дачи показаний. Андрис Донскис, руководитель департамента административно-процессуальных расследований KNAB, заявил, что это была тактика ведомства: «Это была бы ненужная трата времени. И, возможно, мы бы еще и косвенно раскрыли свои карты».
Донскис согласен с тем, что доказательства незаконного финансирования партии были четко видны в показаниях допрошенных сторон, но уголовные дела были закрыты, поскольку уголовная ответственность наступает в случае незаконного пожертвования крупных сумм, или 50 минимальных заработных плат. В сезоне 2018/2019 они составляли около 21 000 евро. Заместитель руководителя KNAB Инета Цируле добавила, что идея заключалась в том, чтобы суммировать сомнительные пожертвования и объединить их в одно дело, поскольку ясно, что доноры связаны и выигрывает одна партия, но прокурор Марис Лея на это не согласился. Он пояснил, что источником крупных сумм должно быть одно физическое лицо. Сейчас KNAB предлагает изменить закон и установить, что для уголовной ответственности будет достаточно значительной суммы, или 10 минималок из одного источника.
Ни дающие деньги, ни посредники не будут наказаны даже в административном порядке, отмечает Re:Baltica. Процесс об административном правонарушении за посредничество предусматривает, что KNAB жертвователей денег партиям должен уличить в незаконной деятельности в течение двух лет. В этих случаях с момента каких-либо сомнительных пожертвований прошло более длительное время.
При этом KNAB может в административном порядке потребовать возврата части денег, которые считаются пожертвованными незаконно – если человек признался, что был посредником, или если он сделал пожертвование якобы из старых сбережений или прошлогоднего дохода, но сумма превышает 30% от полученной суммы. KNAB вынес 13 таких решений и требует от ДРЛ выплатить 32 756 евро. Партия согласилась вернуть пожертвования трех посредников, заплатив 7353 евро, но в остальных случаях оспорила решения KNAB в суде.
"Систематических нарушений партийного финансирования в деятельности партии не было. И теперь это признал и проверяющий орган", - прокомментировал ситуацию Яунупс.