Премьер-министр Эвика Силиня ("Новое Единство") обратится к правоохранительным органам с просьбой проверить публично прозвучавшие утверждения о том, что почти десять лет назад тогдашний генеральный секретарь "Единства" Артис Кампарс призывал руководителя поставщика программного обеспечения для проведения выборов "SOAAR" Ренарса Каджулиса фальсифицировать результаты выборов в 12-й Сейм, чтобы обеспечить прохождение в парламент тогдашнего председателя партии Солвиты Аболтини.
Каджулис сделал такое заявление в среду в программе Латвийского телевидения "Что происходит в Латвии?".
В четверг Силиня написала в "Facebook", что заявление Каджулиса о попытке повлиять на демократические процедуры, закрепленные в Конституции Латвии, не должно остаться без последствий. "Либо это имело место, и тогда перед законом должен ответить один человек, либо этого не было, и тогда ответить перед законом должен другой. Учреждения, защищающие конституционный порядок и безопасность Латвии, должны выразить очень четкое мнение - должны быть и оценка, и действия", - сказала премьер.
В связи с этим Силиня намерена обратиться к органам безопасности и генеральному прокурору с просьбой проверить утверждения Каджулиса.
Каджулис, которому предъявлено обвинение по делу о в мошенничестве в закупках Центральной избирательной комиссии, в среду в передаче "Что происходит в Латвии?" рассказал, что в ночь выборов в 12-й Сейм осенью 2014 года Кампарс обратился к нему и выразил опасения, что Аболтине может не хватить голосов, чтобы пройти в Сейм. "Нам нужно, чтобы ты сделал так, чтобы она была избрана", - пересказал Каджулис якобы сказанное Кампарсом.
На это Каджулис ответил: "Ты понимаешь, о чем просишь? Ты просишь фальсифицировать результаты выборов. Я никогда в жизни не встану на эту тропу. И я отказался. [Кампарс] сказал - ну, тогда может быть всякое".
По словам Каджулиса, это можно доказать только тем, что Аболтиня в итоге не была избрана в Сейм, а стала депутатом только после того, как избранный по списку "Единства" Янис Юнкурс отказался от мандата, заявив, что получил предложение о работе в одной из гонконгских компаний. Однако в его декларации как государственного служащего не было указано, что он работает в гонконгской компании, что позволило сделать вывод, что он покинул Сейм, чтобы освободить место для Аболтини.
По словам Каджулиса, он сообщил о произошедшем в Бюро по защите Сатверсме (БЗС), но реакции не последовало. "Я несколько раз сообщал об этом в БЗС. Как вы думаете, что-то произошло? Там словно стена, как и в Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК). В какой-то момент руки опускаются, чтобы сообщить о чем-то, потому что никто ничего не делает", - сказал Каджулис.