В коалиции планируют обсудить введение налога на сверхприбыль. Однако не все правящие политики готовы это поддержать.
Компромисс для банков
Напомним, что в этом году банки и даже внебанковский финансовый сектор заставили заплатить аванс подоходного налога с предприятия, также банки должны были заплатить определенный процент для выплаты компенсаций ипотечным заемщикам, которые заключали кредитный договор с плавающей процентной ставкой. Эти два спецналога были своего рода компромиссным решением Сейма — вместо планируемого налога на сверхрибыль.
Однако и эти меры не подорвали стремительную поступь банков, и те, по итогам первого квартала этого года, снова продемонстрировали рост прибыли. Прибыль банков, по сравнению с первым кварталом 2023 года, выросла на 15,6% и составила 165,765 миллиона. Ну очень внушительно!
Так подумали и политики, которые хотят вернуться к дискуссии о введении, по примеру Литвы, налога на сверхприбыль. По предварительным расчетам, введение такого налога позволит пополнить казну на 150–160 миллионов — это серьезная сумма с учетом все возрастающих трат государства прежде всего на оборону.
Лучше договориться по хорошему
Но, по слухам из кулуаров власти, пока в коалиции по этому поводу единства нет. Так, "зеленые крестьяне" на данном этапе выступают против такого налога, полагаясь на обещание министра экономики от Союза зеленых и крестьян Виктора Валайниса договориться с банками об активизации кредитования предпринимательской деятельности.
Банки уже по–существу договорились с главой Минэкономики о том, что бизнес сможет быстрее получать кредиты на развитие. Глава Минэкономики сообщил в интервью ЛТВ1 о том, что может быть подписано на сей счет соглашение с коммерческими банками.
Вероятно, политики хотят пойти по уже проторенной в минувшем году дорожке — сперва они пугают банки жесткими мерами, а если банки начинают исправляться и идти на компромисс, то жесткие меры заменяют легкими уколами. Пока, впрочем, нет гарантии, что активное кредитование бизнеса, если оно и начнется, приведет к бурному экономическому росту и росту доходов в бюджет.
Потерпеть до осени
В любом случае, ясность по тем или иным налоговым мерам правительства наступит не раньше конца лета — перед подготовкой проекта бюджета на следующий год.
Главный вопрос, на который пока нет ответа, — как значительно увеличить доходы в казну? Полагаться только на экономический рост нельзя, учитывая сложную, непредсказуемую геополитическую ситуацию. В этом году, как мы видим, наблюдается мизерный экономический рост и собираемость налогов заметно отстает от планов минфина. Министр финансов Арвилс Ашераденс уже дал понять коллегам по правительству, что дополнительные средства можно просить только на оборону.
Повышение налогов неизбежно?
В общем, остаются только фискальные меры. А именно: искать возможность обеспечить более значительные поступления в бюджет за счет повышения тех или иных акцизов, сокращения видов налоговых льгот и, возможно, повышения налогов на потребление (читай: ставку НДС).
Понятно, что всегда есть соблазн изъять часть средств у "богатеньких" — в данном случае у банков. Большая прогрессивность может быть введена и в отношении больших зарплат и больших дивидендов.
Кажется, про обещание правительства снизить налоги на труд можно в контексте следующего года забыть. Как и о росте не облагаемого налогом минимума.