Вы когда-нибудь видели плачущих евродепутатов? Вот уже вторую неделю и многие нервные рядовые евродепутаты, и руководители Европарламента обливаются горючими слезами и причитают: «Позор нам, позор!»
Иногда создается ощущение, что отдельные европейские политики… жили в СССР или, по крайней мере, смотрели советское кино. Во всяком случае, высказывания европолитиков дословно повторяют фразы из кинофильмов эпохи развитого социализма: «Как мы могли упустить человека? Проглядели! Куда смотрел местком, профком, управдом...» На поруки, правда, никто взять виновных не предлагает, поскольку это физически сделать невозможно – виновные уже сидят в брюссельской тюрьме.
«Унесенные» Катаром
Конец 2022 года оказался для Европарламента ужасным – в зданиях ЕП, а также на съемных квартирах европейских политиков высокого уровня в Брюсселе проходили обыски, после чего самих европейских политиков увозили в наручниках в места не столь отдаленные. Такого коррупционного скандала в Европарламенте не было давно, если вообще когда-либо был! В центре скандала оказалась вице-председатель Европарламента, евродепутат из Греции Эва Кали. Также под подозрение и под стражу попал евродепутат из Италии Марк Тарабелла. Среди подозреваемых и бывшие евродепутаты, помощник евродепутата и несколько политологов. Всех их бельгийская полиция подозревает в получении взяток от должностных лиц и посредников из Катара.
Полиция утверждает, что в течение долгого времени Кали и ее подельники получали взятки за лоббирование интересов Катара в Евросоюзе. Во время обыска в жилище вице-президента ЕС Кали в Брюсселе полиция обнаружила и изъяла чемодан, набитый под завязку деньгами, а также множество коробок с драгоценностями. Правоохранительные органы уверяют, что это и есть та «благодарность», которую госпожа Кали получала от катарских властей за поддержку этой арабской страны в Европарламенте. В частности, Кали горячо выступала за введение безвизового режима с Катаром. Уже после ареста журналисты и другие европарламентарии тут же нашли в архиве одно из выступлений Э. Кали, в котором она нахваливала Катар за невероятные успехи.
Насколько можно понять, бельгийские следователи еще продолжают расследование и все факты пока, разумеется, не преданы огласке. Тем не менее сама главная героиня скандала Эва Кали уже подала в отставку с поста вице-председателя Европарламента. А Европарламент на всякий случай уже заморозил проект решения о безвизовом режиме с Катаром.
Проверять все старые дела евродепутатов
После посыпания головы пеплом евродепутаты приняли «покаянное» заявление, в котором пообещали ужесточить контроль за контактами евродепутатов с различными лоббистскими структурами. А именно: Европарламент будет еще более пристально следить, как евродепутаты заполняют отчеты о своих встречах с теми или иными неправильственными структурами, с делегациями третьих стран и т. п.
Также специальная комиссия ЕП начнет теперь «копаться в прошлом» – будет изучать те или иные выступления и инициативы евродепутатов в отношении поддержки третьих стран. Действительно ли евродепутаты лоббировали те или иные третьи страны «по доброте душевной» или исходя из объективных фактов, или в этих высказываниях и действиях депутатов есть признаки корысти. Под подозрение, видимо, могут попасть те евродепутаты, которые часто посещали с официальными и – особенно – с частными визитами прежде всего авторитарные страны.
Специальная комиссия ЕП начнет теперь «копаться в прошлом» – будет изучать те или иные выступления и инициативы евродепутатов в отношении поддержки третьих стран.
Значит ли это, что начнется «охота на ведьм»? И это тоже не исключено. Ведь уже в мае 2024 года пройдут выборы в Европарламент, и нынешние евродепутаты крайне встревожены тем, как этот грандиозный коррупционный скандал отразится на репутации ЕП и главное – на желании избирателей вообще участвовать в выборах Европарламента.
Репутация уже не может пострадать?
Справедливости ради отметим, что и без этого скандала репутация ЕП в глазах граждан Евросоюза была не очень высокой. Явка же на выборы в ЕП в большинстве стран ЕС критически низкая. В Латвии она тоже рекордно низкая – от 30 до 39 процентов от имеющих право голоса! Многие просто не понимают функции и задачи Европарламента, им кажется, что все это очень далеко и имеет мало общего с их повседневной жизнью и проблемами. Сложно сказать, насколько этот скандал повлияет на отношение избирателей к Европарламенту.
Но если говорить о самом скандале, то он, с одной стороны, был закономерен. Во-первых, евродепутаты чувствуют себя совершенно «защищенными» – и если не в своей стране, откуда они избраны, то в Бельгии точно. Отсюда и само решение госпожи Кали и ее соратников получать взятки не через всякие сложные схемы с оффшорами и отмыванием денег, а «старым дедовским способом» – наличными и в чемоданах!
Во-вторых, и здесь сложно не согласиться с рядом евродепутатов, включая Нила Ушакова, что Европарламент слишком «увлекся» бесконечными группами по сотрудничеству с третьими странами. Извините, но политики, кажется, забыли, что они работают в Европарламенте, а не в какой-то организации по сотрудничеству с Катаром, Бахрейном, Вануату, Восточным Тимором или Гватемалой.
Евродепутаты пошли по миру
В структуре Европарламента действуют 44 делегации! Европарламентарии давно увлеклись политическим туризмом. Разумеется, у политиков ряда третьих стран в этой ситуации появляется соблазн использовать страсть и любовь евродепутатов к таким политическим турпоездкам. Едва ли граждане ЕС, голосуя за того или иного кандидата на выборах в Европарламент, хотят, чтобы он тратил деньги европейских налогоплательщиков для выстраивания «отношений» с Кубой, Гондурасом или Папуа – Новой Гвинеей. За ту зарплату, что получает даже рядовой евродепутат (не менее 8 тысяч евро «чистыми» в месяц), можно было бы и поработать на благо своих избирателей! А не заниматься «большой дипломатией» – для этого есть соответствующие делегации и чиновники Еврокомиссии.
Если действительно бельгийским стражам порядка удастся доказать факт коррупции в организованной группе, то на свободу подозреваемые выйдут не скоро…