Возобновление выпуска автомобилей под брендом "Волга" может оказаться успехом для ГАЗа. К таким выводам пришли опрошенные Autonews.ru эксперты. При этом они сомневаются, что производство получится наладить уже к лету 2024 года, пишет портал AutoNews.
Поехали?
О том, что в России планируется возобновить производство автомобилей "Волга", накануне заявил вице–премьер, глава Минпромторга России Денис Мантуров. По его словам, запуск производства машин под прежним брендом может состояться уже к лету 2024 года.
По словам Мантурова, проект новой "Волги" пока только обсуждается, а на освоение производства понадобится восемь–девять месяцев. Однако прежде ГАЗу предстоит определиться с технологическим партнером для производства машин. По словам вице–премьера, таким партнером должна стать российская компания. При этом впервые о планах возродить "Волгу" глава Минпромторга заявил еще в 2022 году.
"У коллег есть планы возрождения, например, бренда "Волга" или "Победа". Или и то, и то", — говорил Мантуров в 2022 году. Министр тогда отмечал, что проекты могут быть реализованы в том числе в Нижнем Новгороде.
Опрошенные эксперты отмечают, что в столь короткий срок запустить производство легковых автомобилей на ГАЗе возможно только в партнерстве с иностранным автопроизводителем, вероятнее всего, китайским.
По словам независимого аналитика в области автопрома Владимира Беспалова, в будущем ГАЗ может разработать и собственный легковой автомобиль для бренда "Волга", но на это потребуется как минимум несколько лет.
В самом ГАЗе комментировать возобновление производства легковых машин отказались.
Седан для партэлиты
В СССР автомобили "Волга" были самыми дорогими и престижными из тех, которые поступали в свободную продажу. При этом значительная часть этих машин сразу поступала на работу в госучреждения и в такси.
Фактически "Волги" были основными машинами для чиновников и руководителей среднего уровня, которым не полагались представительские "Чайки" и еще более престижные лимузины ЗИЛ.
Начиная с середины 2000–х годов места "Волг" в гаражах госучреждений стали занимать иномарки бизнес–класса, в первую очередь Toyota Camry, которые начали собирать на заводе компании в Санкт–Петербурге. Однако после начала войны в Украине и введения санкций в России резко cократили свое присутстве все традиционные иностранные автобренды, и на рынке фактически не осталось седанов бизнес–класса.
Сейчас в этом сегменте можно встретить разве что китайский седан Hongqi H5, но он только выходит на рынок и к тому же является аналогом скорее Lexus ES или Volvo S90, нежели более демократичной Toyota Camry.
По мнению Беспалова, возрождение "Волги" логично начинать с выпуска именно седана бизнес–класса, при этом эксперт подчеркивает, что проект должен быть рассчитан не только на чиновников, но и на частных покупателей. Он считает, что в дальнейшем модельный ряд можно будет расширить и за счет других типов автомобилей.
Независимый консультант в области автопрома Сергей Бургазлиев также обращает внимание на то, что в России отсутствуют предложения седанов сегментов D и E, тем более местной сборки.
"В прежние годы Toyota Camry и Ford Mondeo только по госзакупкам продавались десятками тысяч в год. Если ГАЗ принял решение прийти в эту пустующую нишу, то оно абсолютно логичное", — говорит эксперт.
По мнению Бургазлиева, новая "Волга", созданная на базе седана от китайского партнера, могла бы стоить в пределах 3 млн руб. (около 35 тыс. евро), но не сильно дешевле этой отметки. И даже в этом случае она будет пользоваться популярностью.
Производство легковых автомобилей под собственным брендом завершилось на ГАЗе в 2010 году. Однако до 2022 года в Нижнем Новгороде велось контрактное производство автомобилей Volkswagen и Skoda. После ухода марок из России все оборудование для выпуска легковых машин осталось в распоряжении ГАЗа. Мощность этого производства позволяет делать до 132 тыс. легковых машин в год.
По словам Бургазлиева, если и выпускать новую "Волгу", то именно там.
"На ГАЗе делали достаточно крупные седаны Volkswagen Jetta. Они компактнее бизнес–класса, но не намного. По весу оборудование наверняка позволит выпускать и более крупную модель, у сварочных и покрасочных роботов тоже может быть некоторый запас по габаритам автомобиля", — рассуждает эксперт.
При этом разработка полностью российского автомобиля "Волга" займет по меньшей мере 2–3 года, и еще минимум год уйдет на запуск производства, считает Бургазлиев. Инвестиции в такой проект эксперт оценил в 1,5–2 млрд евро.
От "Победы" до Volga Sebring
С момента своего основания Горьковский автозавод выпускал как грузовики, так и среднеразмерные легковые машины. Четвертое поколение легковых автомобилей, пришедшее на смену послевоенной модели "Победа", получило собственное имя "Волга" и индекс ГАЗ–21.
На смену этой машине в 1968 году пришла совершенно новая "Волга" ГАЗ–24. Седаны на основе ее конструкции пережили многочисленные модернизации и в финальном варианте ГАЗ 31105 выпускались до 2009 года.
При этом еще в 1980–е на ГАЗе предпринимались попытки создать принципиально новое поколение "Волги". Было разработано семейство седанов с передним, задним и полным приводом, но лишь последний вариант с индексом 3105 был выпущен очень ограниченной серией.
Следующей попыткой стала модель 3111 — по сути гибрид старого шасси "Волги" и совершенно нового кузова. Этот автомобиль также не стал популярен и вскоре покинул конвейер.
Последней попыткой сохранить бренд стал проект Volga Siber. Еще в 2006 году ГАЗ купил у компании Chrysler лицензию на производство седанов Sebring, которые в Америке как раз заменяли машиной нового поколения.
Неофициально на ГАЗе признавались, что выпуск легковых машин — это личное требование тогдашнего владельца предприятия предпринимателя Олега Дерипаски. Кроме того, в компании рассчитывали, что Volga Sebring, как и ее предшественницы, станет основным автомобилем для российских чиновников среднего уровня.
На освоение производства ушло более двух лет, однако проект так и не стал успешным. Вместо планируемого объема выпуска в 100 тыс. машин в год за три года на ГАЗе собрали менее девяти тысяч автомобилей, после чего имя "Волга" стало историей.