The Economist пишет о глобальном тренде снижения рождаемости и проблемах, которые последуют за ним.
В мире заканчиваются дети
Почти за 250 лет с начала индустриальной революции население мира, как и его богатство, резко росли. Однако до конца текущего века количество людей на планете может впервые сократиться, чего не случалось с момента вспышки эпидемии оспы в Европе.Основная причина заключается не в росте смертности, а в падении рождаемости.
В итоге вместо топота детских ножек мы будем слышать стук палок стариков. В список самых стареющих стран теперь входят не только Япония и Италия, но также Бразилия, Мексика и Таиланд. К 2030 году возраст большей половины обитателей Востока и Юго–восточной Азии будет превышать 40 лет.
Так как старики умирают, а полностью их заменить не получается, то население будет уменьшаться. За пределами Африки рост населения достигнет своего максимума в 2050–х, а уже на конец нашего века населения там будет меньше, чем сегодня. Уровень рождаемости снижается даже в Африке.
Кто прокормит стариков
Чтобы ни говорили некоторые восторженные экологи, а падение рождаемости ведет к определенным проблемам. Мир пока не приблизился к лимиту населения, а проблем, вытекающих из нехватки молодежи, уже пруд пруди.
Одна из них заключается в трудности поддержки пенсионеров. Бремя поддержки стариков ложится:
* либо на трудоспособное население, которое государство облагает налогами, чтобы выплачивать пенсии;* либо на личные сбережения пенсионеров, через которые оплачиваются услуги и приобретаются товары;* либо на родственников, которые заботятся о своих стариках.
Пока в странах золотого миллиарда на одного пенсионера приходятся 3 человека в возрасте от 20 до 65, но к 2050 году их уже будет меньше, чем 2. В качестве последствий мы увидим более высокие налоги, повышение пенсионного возраста, низкую доходность сбережений и, возможно, правительственные бюджетные кризисы.
Упущенные возможности
Низкое соотношение трудоспособного населения к пенсионерам — всего лишь одна из многих проблем, вытекающих из падения рождаемости.
Молодежь обладает тем, что психологи называют "подвижным и кристаллизовавшимся интеллектом" — способностью творчески мыслить, которая помогает находить нетривиальные способы решения проблем. Юношеский динамизм дополняет знания, накопленные предыдущими поколениями трудящихся. Нет молодежи — нет новых идей, двигающих общество.
Кроме того, этот динамизм стимулирует рост инноваций. Изобретения, запатентованные молодыми изобретателями, чаще всего связаны с прорывными идеями и технологиями. Стареющие страны и, как оказалось, их молодежь, гораздо менее предприимчивы и менее склонны рисковать.
Стареющий электорат также ведет к окостенению политики. Из–за того, что пенсионеры получают меньше выгод экономического роста, чем молодежь, они меньше заинтересованы в политических мерах по стимулированию экономического роста, в особенности в жилищном строительстве. В старых обществах гораздо ниже вероятность обнаружить импульс созидательного разрушения, что ведет к подавлению экономического роста и в итоге к огромным упущенным возможностям.