Попытка ассимиляции вызвала жесткий отпор афроазиатских общин.
Каковы уроки массовых волнений в Пятой Республике? Живущий во Франции журналист и переводчик Александр Бондарев в интервью Радио Свобода призывает посмотреть на происходящее более комплексно и не видеть в нем исключительно всплеск молодежной преступности, пусть и вызванный, судя по всему, совершенно не оправданным применением оружия сотрудником полиции.
По словам Бондарева, в отличие, например, от беспорядков 2005 года, нынешние протестующие куда чаще выбирают в качестве своих целей объекты, связанные с государством, властью – здания мэрий, дома самих мэров, школы и т.д. В то же время среди политиков среднего звена, прежде всего мэров городов и глав префектур, куда сильнее проявляется понимание того, что речь идет о структурной социальной проблеме, требующей немедленного решения.
–Я хочу процитировать мэра города Корбей-Эсон, одного из тех, где произошли беспорядки. Он говорит, что республика не выполнила своих обещаний, и те, кого она обманула, атакуют символы республики. Здесь можно вспомнить слова Эммануэля Макрона, который перед своим избранием говорил, что молодые люди из "трудных зон" получат возможность "просто перейти улицу, чтобы найти работу". Что им будет достаточно закончить школу, чтобы иметь возможность профессионально развиваться и преуспеть на жизненном пути. Ничего подобного не происходит.
У молодых людей из пригородов нет перспективы. Это не просто хулиганы. Сложился порочный круг, в который они попали, но создан он не ими, а администрацией, судами, полицией, всей системой и ее ошибками, начиная с 1974 года, когда было принято решение приглашать на работу во Францию людей из бывших колоний вместе с семьями.
При этом, в отличие, например, от Германии с ее турецкой общиной, Франция решила носителей иных культур ассимилировать, а не интегрировать. Это принципиально разные стратегии. Сделать это не получилось, и сейчас мы платим за это цену, о чем и говорят многие известные французы – например, актер и режиссер Матье Кассовиц, автор знаменитого фильма "Ненависть" о людях из иммигрантских кварталов.
"Реакция Макрона была, с моей точки зрения, чудовищно ошибочной, - говорит русский журналист, -В своем выступлении после начала беспорядков он обвинил родителей их участников в том, что те плохо воспитывают своих детей. В качестве второго виновника он назвал компьютерные игры".
"И, наконец, пообещал навести порядок, как он выразился, "без табу". То есть – только силовое усмирение. Министр внутренних дел Дарманен заявил, что выделит 30 млн евро на восстановление разбитых уличных камер видеонаблюдения. И всё, вот такое решение проблемы. При подобном подходе такие события будут повторяться снова и снова, пока наконец власти не решатся подойти к этой проблеме системно. И в этом плане надежда разве что на политиков среднего звена, которые об этом начали говорить вслух, а не на высших лиц государства и традиционные партии, которые призывают только к одному: жестко наводить порядок".
Еще в апреле, до нынешних беспорядков, появился опрос, согласно которому, если бы второй тур прошлогодних президентских выборов состоялся сейчас, Ле Пен убедительно выиграла бы у Макрона – 55:45.