Политическая инициатива может исходить только от ключевых незападных игроков.
"По мере усиления сражений на Украине говорить о переговорах - почти табу", - пишет The New York Times.
"Начальника штаба генсека НАТО Стиана Йенссена недавно "стукнули по носу" за заявления о возможных вариантах прекращения военного конфликта на Украине, которые не предполагали полного поражения России. Проблемы, говорят аналитики, которые подверглись такому же наказанию, отражают прекращение общественной дискуссии о вариантах для Украины как раз в тогда, когда больше всего нужна творческая дипломатия.
Политическая атмосфера ужесточилась. И в целом по-прежнему есть политическое табу на трезвый разговор о «эндшпиле», - заявил профессор Джорджтаунского университета Чарльз Купчан. Он уже призывал Вашингтон и союзников разработать «план перехода с поля боя за стол переговоров», за что его сильно критиковали. И критика усилилась после частных бесед с главой МИД России Сергеем Лавровым для изучения возможности переговоров. Когда факт переговоров просочился, был большой резонанс.
"Любое открытое обсуждение Плана Б политически чревато, - сказал Купчан. - На нас обрушивается шквал критики и оскорблений. То, что было в какой-то степени табуированным, теперь очень табуировано". Но если контрнаступление идет неудачно, пора изучить альтернативные варианты, заявил он.
Немецкие чиновники говорят, как усадить Россию за стол переговоров, но только в частном порядке, рассказала Яна Пульерин из Европейского совета по международным отношениям. В Берлине, как и в Вашингтоне, есть желание, чтобы военный конфликт не продолжался бесконечно, заметила она, отчасти потому, что политическая готовность к бессрочной военной и финансовой поддержке Украины ослабевает.
Любой заслуживающий доверия план Б должен исходить от ключевых незападных держав —Китай, Индия, Южная Африка и Индонезия. "Это страны, на которые Путин делает ставку, - сказала Констанце Стельценмюллер из Института Брукингса. - Мы ничего не можем сказать, сделать или предложить".