Гайана обратилась в Международный суд ООН с просьбой помешать Венесуэле провести референдум по аннексии региона Эссекибо, на который претендуют обе страны, пишет LETA со ссылкой на AFP.
На протяжении десятилетий Венесуэла считала, что богатый нефтью регион Эссекибо площадью 160 000 квадратных километров находится в пределах ее границ, хотя он находится под управлением Гайаны.
Территориальный спор между двумя странами обострился с тех пор, как компания «ExxonMobil» обнаружила нефть в этом регионе в 2015 году.
Крошечная Гайана обладает крупнейшими в мире запасами сырой нефти на душу населения, а Венесуэла — крупнейшими в мире доказанными запасами сырой нефти.
Венесуэла недавно объявила, что 3 декабря проведет референдум по вопросу аннексии региона Эссекибо. Гайана, которая в 2018 году подала иск на Венесуэлу в Международный суд, называет этот референдум незаконным.
Правительство Гайаны во вторник осудило «зловещий план Венесуэлы по захвату территории Гайаны». Оно объявило, что в понедельник подало запрос о «срочной защите» в Международный суд, чтобы помешать Венесуэле реализовать свой план по референдуму.
В этом запросе Гайана подчеркнула, что единственной целью референдума было «получить ответы, которые поддержали бы решение Венесуэлы выйти» из разбирательства в Международном Суде и позволить ей «официально аннексировать и интегрировать» регион Эссекибо.
Регион Эссекибо занимает более двух третей территории Гайаны и является домом для 125 000 из 800 000 населения Гайаны.
Бывшая британская колония Гайана считает, что ее граница с Венесуэлой была определена арбитражным судом в 1899 году. Венесуэла считает реку Эссекибо естественной границей, которая была признана, когда Венесуэла получила независимость от Испании.
На предложенном референдуме существующая граница описывается как «установленная обманным путем» в 1899 году. В нем также говорится, что жители региона Эссекибо получат венесуэльское гражданство после аннексии.
Гайана заявила во вторник, что запланированный референдум в Венесуэле представляет собой «чистую угрозу территориальной агрессии», и подтвердила, что любой захват территории Гайаны «будет международным преступлением».
Учитывая срочность вопроса, Гайана попросила Международный суд рассмотреть его как можно скорее до 3 декабря.