Им промывают мозги рассказами про "биолаборатории НАТО" и "освобождение от нацизма".
В российском вторжении в Украину участвует таинственная "ЧВК "Редут": наемники "компании" воюют на самых кровавых участках фронта и причастны к военным преступлениям. После разгрома ЧВК "Вагнер" "Редут" стала крупнейшим наемническим формированием в России, однако в публичном поле о ней почти ничего не известно.
Проекту "Схемы" удалось получить доступ к уникальному массиву внутренних документов одного из таких подразделений, которое воевало в Киевской, Харьковской и Донецкой областях. В совместном расследовании журналисты "Схем" и "Системы" выяснили, что "Редут" – это не частная и даже не компания, а секретная система вербовки под руководством Главного управления Генштаба ВС РФ, включающая не менее 20 разнообразных вооруженных формирований.
В конце сентября 2022 года российские наемники "Булат", "Рашид", "Покров" и "Эскадра" забрались в пустующий дом на окраине украинского города Балаклея. В доме стоял аквариум с рыбками, а рядом с аквариумом – корм. Рыбки были живы.
К тому времени ВСУ уже две с половиной недели как объявили, что город зачищен от российских войск. Первые БТР украинских военных "Булат" увидел еще ночью 7 сентября, машины ехали в центр Балаклеи, мимо поста россиян, выставленного на северо-западной окраине города. Связи с командованием не было, и "Булат" отдал приказ отходить к российским позициям.
Пройдя 400 метров, наемники обнаружили трехэтажное здание, с крыши которого удалось наконец установить связь и поговорить с командиром роты. Командир, офицер ГРУ с позывным "Ариец", приказал возвращаться на базу в Боровую. Для этого предстояло перейти мост через Волосскую Балаклейку и пройти еще сорок километров на восток. Тогда же по рации члены группы услышали, что россияне собираются взорвать этот мост.
Поняв, что их, скорее всего, просто бросили, а в городе уже ВСУ, группа "Булата" начала искать способы отступления – или хотя бы продвижения на восток, ближе к позициям российских войск. Две недели наемники прятались в заброшенных заводских помещениях и частных домах. Еду брали с чужих огородов и на чужих кухнях. За водой выходили по ночам. Однажды они попытались дойти до речки на востоке города и даже нашли белую майку, чтобы поднять ее как белый флаг над головой, но в итоге набрели на камыши и, промокнув, вернулись назад. В другой раз они нашли пустующий дом, но он был закрыт, поэтому наемники день просидели в летнем душе и туалете.
В домах, где приходилось прятаться, "Рашид" снимал видеодневник о том, как они "мародерствуют" и "объедают укропов". "Мы находимся в тылу врага… поели первый раз за четыре дня", – жаловался "Рашид" отражению в зеркале 10 сентября. В этот день "Покров" добыл для всех лепешки, и наемники поджарили их.
Укропы еб*** плюс короче тяжелая техника, танки, БТР, БМП. Короче п***. Наши отдали этот город ё*** без боя, б***, оттянули наши войска, а там х*** его знает. Нам сказали: держите блокпост с автоматами против танков, – о***о, за*** командование", – шептал "Рашид" в камеру телефона на другом видео.
Однажды к очередному дому, служившему группе убежищем, подъехала машина. Из машины вышла женщина, увидела в коридоре дома бронежилеты и сказала мужу, что надо вызвать полицию. Пришлось сбежать через окно. Всего двумя неделями раньше, когда Балаклея была под российской оккупацией, группа "Булата" сажала "на яму" местных гражданских украинцев, которых подозревали в сотрудничестве с украинскими военными. Теперь наемники сами убегали от гражданских.
Пост на въезде в Балаклею наемники покидали всемером. Через несколько дней после побега через окно трое из них, "Мастиф", "Будулай" и "Приток", отделились от группы: они решили самостоятельно прорываться к россиянам через линию фронта.
Оставшиеся четверо заняли очередной заброшенный, как им показалось, дом. "Булат" предложил найти батюшку церкви, купола которой были видны из окна, но другим членам группы этот план не показался надежным. "Покров" обратил внимание на то, что рыбки в аквариуме были живые, а значит, этих рыбок все это время кто-то кормил. Вскоре на пороге дома и правда появился местный житель – на допросе наемники назовут его Артуром. Артур сказал, что как раз пришел покормить рыбок. "Булат", "Эскадра", "Рашид" и "Покров" дали Артуру денег и попросили купить сигарет и еды. Артур взял деньги, ушел и не вернулся. На следующий день группа "Булата" была задержана СБУ.
Вплоть до самого суда в Украине и после приговора наемники расходились в показаниях о том, кто именно отправил их воевать.
"Рашид" и "Эскадра" считали, что служат в разведке. "Эскадра" вспомнил название батальона – "Чибис". "Покров" сказал, что был в "Чибисе", который входил в некую "ЧВК "Редут". Командир группы, "Булат", называл только "ЧВК "Редут".
На самом деле никакого противоречия в их словах нет – и все они говорили примерно об одном и том же военизированном формировании.
Батальон "Чибис", про который говорили российские наемники, более известен как "Волки" – по позывному командира Давора Савичича, гражданина Сербии, воевавшего в Сирии и на Донбассе еще в составе ЧВК "Вагнер". Путаница в названиях возникла тогда, когда наемники вдруг обнаружили, что по документам называются "Чибисами", хотя сами себя называли "Волками".
Набирать "Волков" начали за несколько месяцев до начала полномасштабного вторжения. "Покров" – тот, что заметил рыбок, – получил свой позывной по своему родному Покровску, небольшому городу в 70 километрах от Якутска. Это был уже второй его позывной: с 2014 года Михаил Иванов несколько раз воевал в составе незаконных российских вооруженных формирований на востоке Украины. Тогда его называли "Якут".
Когда в ноябре 2021 года знакомый предложил Михаилу снова отправиться в Луганск воевать на стороне России, тот не удивился. Российские власти тогда отрицали, что начнут полномасштабное вторжение, и Иванов уверяет, что ехал защищать находящийся с 2014 года под российской оккупацией Луганск от якобы "возможной агрессии" украинских военных.
9 декабря 2021 года, после отправки своих документов рекрутеру, Иванов приехал к точке сбора около торгового центра "Мегамаг" в российском Ростове-на-Дону. Там группа из 80 человек, в числе которых оказался и Михаил, пересела в микроавтобусы и отправилась на базу "Транспеле" в Луганск.
На базе Михаил подписал контракт с некоей "ООО "Редут". Для вдовца и отца-одиночки из провинции, чей ежемесячный доход от работы в охране не превышал 500 долларов, условия были неплохие: 2000 долларов зарплаты, плюс боевые, плюс солидные выплаты за ранение. Впрочем, деньги были хоть и существенной, но не основной мотивацией: главной Иванов считал "идею". Жена Михаила была "этнической украинкой" из Луганска, а дочь называет себя "на 50% украинкой", так что Михаил "никогда не считал Украину заграницей" и объяснял дочери, что едет "помогать украинцам".
Вскоре так называемая группа "обороны Луганска", куда отправился Михаил, насчитывала уже несколько сотен человек. Вооружены они были в том числе минометами и РПГ. В середине февраля 2022 года все эти люди погрузились в автобусы, уехали в Брянскую область, где временно поселились в санатории. Спустя еще неделю-полторы кадровые российские военные и наемники оказались в Чернобыльской зоне отчуждения в Беларуси. 24 февраля отряд Михаила был уже в районе Припяти в Киевской области и оттуда двинулся в сторону Киева.
Свою историю Михаил Иванов рассказывает журналистам проекта "Схемы" в исправительной колонии. Там он оказался по приговору украинского суда после того, как был взят в плен в Балаклее в сентябре 2022 года. Вопрос, не странно ли было оборонять Луганск, двигаясь на Киев, Иванова ничуть не смущает: по его словам, бойцам объясняли, что российские вооруженные формирования идут заниматься "демилитаризацией Украины" и надо "принудить к миру, чтобы киевские власти перестали бомбить Луганск, Донецк".
Будущий начальник его группы, Руслан Колесников с позывным "Булат", тогда тоже не видел ничего странного в походе на Киев: по его словам, к этому времени "к России подходил блок НАТО". "Комбат построил, говорит: ничего там, прокатимся, как говорится, в Киев по-зеленому. Ну, семафор зеленый, прокатимся там. И будем нести караульно-постовую службу, типа как милиция, как ОМОН работает. За порядком следите, все" – так рассказывал Колесников журналистам "Схем", уже когда получил в Украине приговор за военные преступления.
С "демилитаризацией Киева", как и с "обороной Луганска", у Иванова так и не сложилось. В первых числах марта 2022 года его автомобиль, отправлявшийся по заданию командования "зачистить какой-то населенный пункт", врезался в подбитый БМП на трассе в Киевской области. Раненого Иванова и его сослуживцев эвакуировали сначала в украинский аэропорт Гостомель (на тот момент еще занятый российскими войсками), а оттуда в Беларусь и Россию.
Изучив биллинги телефонов наемников и их внутренние документы, "Схемы" установили, что за первые месяцы полномасштабного вторжения, во время частичной оккупации Киевской области, "Волки" были в Качалах, Новом Залесье, Загальцах, Гостомеле, Бородянке и Шибеном.
Жители Качал и Загальцов (села в 50 километрах к северо-западу от Киева) в разговоре с журналистами "Схем" опознали нескольких "Волков" и рассказали, что те искали у них в домах "нацистов". По словам жительницы Качал Юлии, к ней домой пришел человек, представившийся Алексеем. Он сказал, что вырос в Киеве на Демеевке и уже восемь лет воюет на Донбассе. Когда журналисты показали Юлии фото бывшего президента киевского байкерского клуба "Ночные волки" Алексея Верещагина, она узнала на фотографии того самого Алексея.
Верещагин выгнал семью Юлии из дома, сказал, что теперь там будут располагаться российские военные. Никаких особых опознавательных знаков на Алексее Юлия не заметила, только георгиевские ленточки: "[Сказал, что] хочет освободить нас от нацистов. И что их тут много. Сказал, что группа была в Загальцах и что там одни нацисты, которые хотят поработить весь народ".
Впрочем, распространяемыми российской пропагандой верованиями в "нацистов" и "освобождение" "Волки" не ограничивались. Верили они и в "биолаборатории НАТО" – распространяемую российским министерством обороны теорию заговора, согласно которой украинцы якобы разводят птиц, способных заразить опасными болезнями россиян.
"У нас были голуби, купили пару голубей ребенку, – рассказывает Юлия. – Так они [наемники] прибежали и стали всерьез расспрашивать, разводим ли мы голубей для "биолабораторий".
В середине марта "Волки" получили приказ прикрывать отход российских регулярных войск из Киевской области. Первого апреля, через три дня после российско-украинских переговоров в Стамбуле, батальону приказали отступать в Беларусь, а затем и на базу в российских Валуйках.
На протяжении всего пути Валентин Быч, "Рашид", записывал на свой телефон видео с комментариями о происходящим – благодаря в том числе его страсти к видеоблогерству авторам расследования удалось установить маршрут похода "Волков". О походе на Киев и отступлении "Рашид" смонтировал целый видеоклип. В нем драматически прослеживается эволюция ощущений российских наемников в марте – апреле 2022 года: от радости до пораженчества.