Присоединение Украины к Североатлантическому альянсу во время войны невозможно, признал экс-министр.
Антанас Валенис – бывший министр иностранных дел Литвы (с 2000 по 2006 годы) – участвовал в переговорах, предшествовавших вступлению Литвы в НАТО в 2004 году.
– Что касается вступления в НАТО, сегодня мы много слышим от российского руководства, что страны Балтии якобы не должны были вступать в НАТО, что Восточная Европа в целом не должна была становиться частью Североатлантического альянса. Вы в тот момент были министром иностранных дел. Какова была позиция России по вопросу вступления стран Балтии в НАТО, были ли упреки, были ли протесты?
– Была интенсивная дипломатия, чтобы заблокировать [этот процесс]. Были предложения еще во время президента Ельцина о как бы общих гарантиях НАТО и России этому региону, но тут я могу сослаться еще на Путина.
Первого апреля 2001 года президент Адамкус (Валдас Адамкус, президент Литвы в 1998–2002 гг. и 2004–2009 гг., гражданин США с 1955 года и Литвы с 1992 года – НВ)] приехал в Кремль, и состоялась длительная беседа сначала тет-а-тет, а потом – делегаций. Это был государственный визит – по-моему, единственный своего рода за всю историю наших российско-литовских отношений. И тогда Путин сказал две вещи: относительно Евросоюза мы не имеем никаких возражений, думаю, что мы можем от этого совместно иметь очень положительный эффект, тут все в порядке. Но зачем вам в НАТО? Мы, конечно, не понимаем ваше стремление в НАТО, никто вам не угрожает, но тем не менее, если вы уж захотели так туда (не сказал "рветесь" или "прете"), идете интенсивно, то конечно, мы ничего не можем сделать. Это мы оценили как согласие.
Я часто люблю говорить, что мы не знаем, где была бы Литва, если бы она не вступила в НАТО и Евросоюз, но мы знаем, где сейчас находятся те наши друзья по соцлагерю, которые не вступили, – у всех большие проблемы, но с небольшими исключениями.
Даже без исключений: в Азербайджане тоже нет демократии, и большие проблемы там. Знаете фаду – это стиль песни в Португалии: когда моряки уезжали и гибли, женщины поют такие ностальгические песни, как бы хорошо они жили, если бы мужья не умерли, такая альтернативная история.
Наша история очень хорошая – мы всего достигли, и если бы это фаду петь, то мы пели бы о том, как нам было бы плохо, если бы мы не сделали того, что мы сделали, 20-летие чего мы сейчас празднуем, – нашего вступления в НАТО и Евросоюз.
– В НАТО сейчас активно стремятся бывшие страны советского пространства, страны постсоветского пространства. Это не только Украина, но и Молдова, и Грузия, частично Армения тоже заявляет о своих амбициях. На ваш взгляд, каковы их реальные шансы? Здесь в первую очередь, наверное, нужно сказать об Украине, которая очень четко демонстрирует свою готовность и желание вступить как в Евросоюз, так и в НАТО.
– Я думаю, что для Украины шансы большие, но думаю, что пока идет война, никто не будет принимать, большие-большие проблемы могут возникнуть – как интерпретировать условия Вашингтонского договора.
Но НАТО должно понимать, что Украина как раз защищает вот эти все государства НАТО. В декабре 2021 года, когда российский МИД выслал эти два ультиматума, мы все помним, договора о безопасности – один для США, другой для НАТО, – мы тогда думали, что они шутят, их отбросили. И говорили все, что с такими силами, которые там уже собраны на границе с Украиной, невозможно, что они будут нападать, только дураки могут нападать с такими силами. Они оказались, извините, дураками.
Сейчас они объявляют о взятии каждого телеграфного столба или каждого какого-то маленького поселка как о большой победе, но так нигде и не продвинулись, а где продвинулись, то были отброшены. Но тем не менее сотни и десятки тысяч людей, и в том числе мирных, погибают каждый день.
Так что, отвечая четко на ваш вопрос, за эти 75 лет (летом в Вашингтоне будем праздновать) так никто и не попробовал испытать 5-ю статью Вашингтонского договора. Мы не знаем, как будет, тут много спекуляций есть – будут защищать, не будут защищать балтийские республики. Но я знаю четко: пока ни один оппонент или враг не испробовал это.
А Молдова, я думаю, будет в НАТО, [но тут] тоже есть компликации. Я всегда Кипр вспоминаю. Когда приняли Кипр в Евросоюз, но европейское право действует только на неоккупированной стороне Кипра. Так что, возможно, будут в отношении и других наших европейских организаций и других государств похожие какие-то решения, но пока Россия тут очень успешно намешала везде, и вот это все разобрать – займет время. Но я нисколько не сомневаюсь, что все, кто хотят быть в этом безопасном пространстве, все будут.