Кабинет Шмыгаля возвращал важные документы с "бессмысленными замечаниями", что мешало работе.
Мустафа Найем – в прошлом известный журналист и автор знаменитого поста в твиттере, с которого начался Евромайдан в 2013 году, заявил, что покидает должность главы Госагентства Украины по восстановлению. Свой уход он объяснил тем, что ему и агентству мешали работать и эффективно восстанавливать страну. В создании этих препятствий он прямо обвинил правительство во главе с Денисом Шмыгалем.
11 июня в Берлине начлась большая международная конференция по восстановлению Украины, куда Найем должен был отправиться как глава агентства по восстановлению. Однако премьер-министр Денис Шмыгаль не согласовал ему командировку. Найем уподобил это удару в спину.
В украинском правительстве обвинения со стороны Найема отвергают и называют его заявление попыткой избежать отчета по важным вопросам.
Вытеснение команды Найема может рассматриваться как продолжение истории с отставкой вице-премьера Александра Кубракова в мае, на которую негативно отреагировали западные партнеры Украины, но которой добивались в Офисе президента.
«Не давали работать, кошмарили бюрократией»
Мустафа Найем был депутатом Верховной Рады от Блока Петра Порошенко, с командой которого позже поссорился. Затем он работал в правительственных структурах при президенте Владимире Зеленском.
10 июня он заявил о своем уходе из агентства, занимающегося ликвидацией последствий российского вторжения.
Главой этого ведомства бывший журналист и бывший депутат проработал более года. На эту должность он был назначен по представлению министра инфраструктуры Александра Кубракова, которого тоже недавно уволили.
Судя по сообщению Найема в фейсбуке, он уходит с должности, громко хлопнув дверью. Чиновник заявил, что правительство не давало агентству нормально работать, «кошмарило бюрократией».
«…Документы на оплату защитных сооружений, фортификаций или восстановления согласовывались в правительстве месяцами, возвращались по шесть-восемь раз с бессмысленными замечаниями, задерживались по несколько месяцев, а некоторые не согласованы до сих пор», — написал Найем.
Он обвинил правительство в неспособности в течение трех месяцев согласовать выплаты на критически важные проекты: восстановление водопроводов и защиты энергетики. Сотрудникам агентства, которое, по словам его главы, курирует работу 353 строительных площадок по восстановлению, урезали зарплату. Из-за этого ведомство начали покидать ценные кадры.
Найем прогнозирует, что после этого его могут начать преследовать: «Мы не всегда вписывались в сегодняшний стиль и команду государственного управления. И не исключаю, что в дальнейшем будут попытки преследовать и дискредитировать нашу работу».
На прошлой неделе Найему не согласовали командировку в Берлин, где 11 июня должна начаться международная конференция по восстановлению Украины.
Письмо о том, что премьер Шмыгаль не отпускает Найема на конференцию, опубликовала Дарья Каленюк, исполнительный директор Центра противодействия коррупции. Она осуждает действия правительства в отношении агентства Найема.
У Каленюк хорошие отношения с посольством США, и именно ее приглашали на встречу с госсекретарем Энтони Блинкеном во время майского визита в Киев.
Опубликованный ею документ был обрезан. Источники Украинской службы Би-би-си в Кабинете министров предоставили копию всего документа, где видна приписка от Дениса Шмыгаля.
Он написал, что Найема просят подготовить отчеты и анализ завершения объектов защиты и проектов по восстановлению. Этой части в документе от Каленюк не было. Критикуя решение Шмыгаля отказать Найему в поездке в Берлин, Дарья Каленюк отметила, что на эту конференцию не едет профильный министр по восстановлению, потому что после увольнения Кубракова замену ему не нашли. Не едет и Найем, агентство которого с партнерами готовило конференцию весь последний год. А это могут негативно воспринять международные партнеры, полагает она.
Журналист-расследователь Юрий Николов обратил внимание на то, что за день до начала столь важной конференции имя главы делегации от Украины все еще неизвестно. В повестке дня конференции рядом с именами канцлера Германии и председателя Еврокомиссии от Украины никто не значится.
Что отвечают в правительстве Шмыгаля?
Как рассказали источники Украинской службы Би-би-си в Кабмине, правительство Украины на конференции в Берлине будут представлять первый вице-премьер — министр экономики Юлия Свириденко, министр энергетики и другие, а премьер Денис Шмыгаль не едет, поскольку сосредоточен на подготовке к зиме и защите энергообъектов.
«Вопрос мобилизации международной помощи на восстановление энергетики там будет подниматься на самом высоком уровне», — заявили в правительстве.
Там также отметили, что на эти же дни назначено важное правительственное совещание, где намеревались заслушать отчет агентства по восстановлению о ходе обустройства защиты критической инфраструктуры и энергетики. Это совещание будет проводить лично Денис Шмыгаль.
«Именно поэтому премьер не согласовал командировку руководителя агентства», — объясняют источники Украинской службы Би-би-си в Кабмине.
Заявления Найема там назвали попыткой «избежать отчета по важным вопросам».
Кубраков, Найем и защита инфраструктуры
Подготовкой к международной конференции по вопросам восстановления Украины в Берлине занимался и глава Мининфраструктуры Александр Кубраков. Его называли одним из любимцев президента Владимира Зеленского, однако в начале мая этого года он был неожиданно снят с должности.
Кубракова отправили в отставку как раз в тот момент, когда на встречу с ним в Украину ехала министр Германии по экономическому сотрудничеству и развитию Свенья Шульце. Сразу по прибытии немецкой делегации стало известно, Кубраков уже не возглавляет Мининфраструктуры. Шульце тогда назвала это «нехорошей новостью».
Сам Кубраков говорил, что решение о его увольнении с ним не обговаривали, но он готов обсуждать результаты своей работы.
Эксперты отмечали, что в какой-то момент Кубраков попал в немилость в Офисе президента. За несколько месяцев до отставки обозреватели прогнозировали, что из-за этого его рано или поздно уволят под предлогом разделения его министерства на «инфраструктуру» и «восстановление». Так и произошло: уволили его молниеносно, а найти замену за прошедший месяц так и не смогли.
Главными достижениями Кубракова называют устойчивую работу инфраструктуры в начале вторжения, налаживание поставок вооружения, транспортный «безвиз», эвакуацию людей по железной дороге.
Почти год заместителем Кубракова был Найем, который затем по его представлению стал главой Агентства по восстановлению.
«Мы совместно начали перестройку и очищение министерства и подчиненных учреждений от бессмысленной бюрократии и коррупции», — говорил о Кубракове Найем и благодарил его за доверие.
Украинские СМИ писали, что за время полномасштабной войны у Кубракова сложились довольно хорошие отношения с западными партнерами.
Западные послы, по данным Би-би-си, не под запись выражали откровенное непонимание по поводу увольнения Кубракова.
Обозреватели даже высказывали предположение, что партнеры просили не увольнять Кубракова, однако публично эта информация подтверждения не получила.
Поскольку львиная доля финансовой поддержки Запада на восстановление Украины проходила через Министерство восстановления, Кубраков находился в постоянном контакте с партнерами. Ему удалось выстроить с ними доверительные отношения, что, возможно, стало причиной ревности президента или его офиса, сообщали СМИ со ссылкой на источники.
В апреле 2024 года Кубраков давал отчет перед Верховной Радой, почему ключевые энергетические объекты Украины — Трипольская и Змиевская ТЭС, на защиту которых были выделены огромные средства, оказались уязвимы для российских обстрелов.
Кубраков тогда заявил, что именно эти объекты находились вне сферы ответственности его министерства, которое занималось защитой только трансформаторных подстанций, тяговых станций Украинской железной дороги, мостов, портовых и авиационных объектов.
Защиту теплоэлектростанций он назвал сферой ответственности Минэнерго. При этом Кубраков считает, что они были поражены исключительно из-за нехватки ракет у украинской системы противовоздушной обороны.
Президент Владимир Зеленский тоже публично заявлял, что удары по Трипольской ТЭС в Киевской области не удалось отразить из-за нехватки ракет, ведь удар по ней был нанесен одновременно 11 российскими ракетами.