Но такие вопросы, как территориальные разграничения, будущее членство Украины в НАТО, выплата репараций со стороны России вообще не обсуждались.
Политологи подводят итоги международного форума, в котором приняли участие представители 92 стран и 8 международных организаций
В швейцарском курортном городе Бюргеншток завершился двухдневный Саммит мира, созванный по инициативе Украины.
Россия на саммит приглашена не была. Между тем в пятницу Владимир Путин выдвинул свой «мирный план», предполагающий добровольный отказ Украины от четырех областей на юго-востоке страны в их административных границах и от членства в НАТО, а также немедленный отказ Запада от экономических санкций против России.
В Украине и поддерживающих ее странах предложение Путина расценивают как банальный ультиматум.
Политический аналитик Евген Магда усматривает в попытке Владимира Путина отвлечь внимание от Саммита мира в Швейцарии продолжение линии, восходящей к аннексии Крыма в 2014-м и продолженной в декабре 2021 и феврале 2022 годов.
«Это линия на исключительность России. Странно видеть, когда глава государства, которое является правопреемником СССР, предлагает практически то же самое, что предлагал Гитлер в Мюнхене Великобритании и Франции. Логика захвата этих четырех областей заключается в том, что это обеспечивает оперативный простор. Мы же понимаем, что Днепр среди прочего – это еще и рубеж. Но если в Мюнхене Гитлер только угрожал войной, то сейчас широкомасштабная война – самая крупная в мире после 1945 года – идет уже почти 850 дней», – констатирует эксперт.
Он подчеркивает, что ни одна из четырех областей, «включенных в состав РФ», полностью российской армией не захвачена. А поэтому «мирные предложения» Путина – попросту блеф.
В Саммите мира участвовали 92 государства и 8 международных организаций. (Напомним, что в состав ООН входят 193 страны.) Некоторые политические обозреватели задаются вопросом: «Стакан наполовину пуст или наполовину полон»?
По мнению Евгена Магды, в Швейцарии присутствовала большая часть мирового сообщества. «Но были и те, кто отказался ехать, и те, кто отказался в последний момент. Были те, кто изначально не собирался ехать – например, Китай. Это свидетельство того, что саммит все-таки имеет значение. Если бы он был таким "проходным", как о нем говорят российские пропагандисты, то они бы на него просто не обращали внимания», – поясняет аналитик.
То обстоятельство, что в повестку дня саммита попали только три из десяти пунктов, предложенных Владимиром Зеленским, Магда объясняет тем, что организаторы форума первоначально рассчитывали на участие Китая. «А с другой стороны, чем больше пунктов, тем сложнее получить согласованное решение. Главное достижение – то, что войну назвали войной, и то, что именно Россия несет ответственность за разжигание войны. Я бы не хотел преуменьшать значение совместного документа — это ведь только начало большого пути», – говорит эксперт.
Участники форума выступали, что называется, «в своем репертуаре», констатирует Магда: «Никто из них не осуществил какое- то публичное "сальто-мортале" и не перекинулся на другую сторону. Было понятно, что у Турции и Саудовской Аравии будет своя позиция с учетом российских интересов, что Швейцария будет нейтральной и равноудаленной – даже после слов Лаврова, что "Швейцария больше не нейтральная".
«Было понятно, что страны ЕС и НАТО будут Россию критиковать, и даже – кто в какой тональности. Можно ли ожидать, что Россия приедет на следующий Саммит? Путин, выступив со "стендапом" накануне Саммита Мира показал, что ему никто не нужен и он вполне может обходиться сам. Все и дальше будет зависеть от ситуации на линии фронта. Какими бы ни были ухищрения и ходы дипломатов, пока не будет радикальных изменений и Россия не будет постоянно нести поражение – никаких изменений не произойдет», – пояснил аналитик.
Он также напомнил, что мирные инициативы Зеленского были озвучены осенью 2022 года, после успехов ВСУ в Харьковской и Херсонской областях. Сейчас ситуация на фронте несколько иная, но Россия не смогла добиться серьезного успеха. «И реакция Путина за день до Саммита это также реакция на готовность G7 выделить 50 млрд долларов под российские активы, и признание почти полутриллиона долларов убытков, нанесенных Украине. И это тот случай, когда заявление "Группы Семи" весит больше, чем коммюнике "Саммита мира"», – считает Евген Магда.
Болгария представлена на Саммите мира премьер-министром страны Димитром Главчевым.
Член Болгарского геополитического сообщества Пламен Димитров, оценивая состав стран-участниц саммита, отмечает, что попытки Москвы и Пекина сделать саммит как можно менее представительным, потерпели относительную неудачу, поскольку в швейцарский кантон Нидвальден приехали лидеры стран не только «коллективного Запада», но и «глобального Юга», включая Чили, Аргентину, Гану, Катар и ряд других.
«Не присутствует Китай, который является основным экономическим партнером России, но приехали представители некоторых стран, которые раньше не были замечены в поддержку Украины. Это, скорее всего, успех для украинской дипломатии, но могло бы быть и лучше», – сказал болгарский эксперт корреспонденту Русской службы «Голоса Америки».
Канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что на втором Саммите мира должна присутствовать и Россия. Такую возможность допускает и глава Офиса президента Украины Андрей Ермак.
Некоторые комментаторы выражают сомнения в необходимости этого шага, ссылаясь на тот факт, что на Ялтинскую конференцию 1945 года не приглашали руководство Третьего рейха.
«Да, это так», – соглашается Пламен Димитров. И подчеркивает: «Но есть одна большая разница: в 1945 году Германия уже была разгромлена, а сейчас силы украинской и российской сторон – примерно равные. Есть две дороги к миру: первая – военный разгром России, вторая – переговоры. И поскольку по прошествии двух лет военный разгром не получается, некоторые страны думают, что надо вести переговоры. Но я не вижу общей основы для таких переговоров».
Заявление Путина об условиях прекращения Россией боевых действий в Украине болгарский аналитик называет «ультиматумом». И добавляет, что Украина, в свою очередь, не намерена отказываться от части своей территории. «Я думаю, что сейчас переговоры идут по второстепенным вопросам. И сейчас в Швейцарии обсуждалась продовольственная безопасность, ядерная безопасность в связи с Запорожской атомной электростанцией, обмен пленными. Но такие вопросы, как территориальные разграничения, будущее членство Украины в НАТО, выплата репараций со стороны России вообще не обсуждались. Потому что ситуация на фронте такова, что ни Россия, ни Украина не готовы отступать от своих требований», – отмечает Димитров.
Эксперт считает, что даже если на следующем Саммите мира будет присутствовать российская делегация, то основные положения Плана мира Владимира Зеленского обсуждать все-таки рано в силу непримиримости позиций сторон и примерного равенства военных сил.
Объемы дальнейшей западной военной помощи Украине будут, по мнению собеседника Русской службы «Голоса Америки», зависеть от положения дел на фронте. «По крайней мере, в этом году помощь будет достаточной, чтобы Украина удержала нынешнюю линию фронта. Но скорее всего, это – "игра в долгую". И я не ожидаю, что до конца года будут какие-то заметные сдвиги на фронте», – отмечает член Болгарского геополитического сообщества. И подчеркивает, что Россия не сумела достичь стратегических прорывов, несмотря на оккупацию ряда небольших украинских сел.
Итоговое коммюнике швейцарского Саммита мира подписали 80 стран, включая США, Украину, Великобританию, Японию, Южную Корею, все страны Евросоюза, Сербию, Турцию, Аргентину, Израиль, Катар, ряд государств Африки, а также руководящие органы ЕС.
Среди не поддержавших документ – Армения, Саудовская Аравия, Индия, Таиланд, Мексика, Объединенные Арабские Эмираты и ЮАР, а также присутствовавшие в качестве наблюдателей Бразилия и Ватикан.
Документ начинается словами: «Продолжающаяся война Российской Федерации против Украины продолжает вызывать широкомасштабные человеческие страдания и разрушения, а также создавать риски и кризисы с глобальными последствиями для всего мира. Мы собрались в Швейцарии 15-16 июня 2024 года, чтобы повысить уровень сотрудничества на высоком уровне, диалог о путях достижения всеобъемлющего, справедливого и прочного мира для Украины».
Словакию на саммите представлял министр иностранных и европейских дел Юрай Бланар, поскольку премьер-министр страны Роберт Фицо еще не вернулся к работе после ранения, а президент страны Роберт Пеллегрини официально вступил в должность лишь накануне саммита.
После победы этих двух политиков на выборах возникли опасения, что Словакия, как и Венгрия, будет больше ориентироваться скорее на Москву, чем на Брюссель, однако обе страны поддержали итоговый документ швейцарского Саммита мира.
Аналитик Словацкого общества внешней политики Александр Дулеба отмечает, что в этом коммюнике нет ничего, что противоречило бы официальной позиции Словацкой Республики. «Тот же министр Бланар говорит, что мы поддерживаем территориальную целостность Украины, что Россия нарушила международное право. Позиция Словакии изменилась только в том, что официально мы не оказываем военную поддержку, но реально мы ее даем», – отметил он в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».
По мнению эксперта, для Украины важно, что страны, которые прибыли на саммит, в подавляющем большинстве одобрили текст итоговой декларации. Из 160 стран, которые получили приглашение приехать в Бюргеншток, воспользовались им 92. Проект коммюнике был известен заранее, а в дни саммита в него вносились лишь «косметические» правки.
Швейцарский Саммит мира Дулеба оценивает как успех украинской дипломатии. «Здесь были не только страны, которые поддерживают Украину однозначно – это группа "Рамштайн", которых после того, как к ней подключилась Аргентина, стало 55, – но также страны Африки, Латинской Америки и Азии. Это – сигнал того, что большинство стран мира приняло во внимание украинскую перспективу разрешения этого военного конфликта и украинскую концепцию мира», – говорит аналитик.
Он обращает внимание на ряд важных тезисов документа. Первый: справедливый мир на основе международного права, Устава ООН и территориальной целостности в международно признанных границах 1991 года. И те, кто присутствовал на этом саммите, фактически, подписались под этим положением. Дулеба считает, что с этим могли бы согласиться и другие страны мира, если бы в саммите принимала участие Россия.
Второй: пункт о ядерной безопасности подразумевает, что Украина должна контролировать все атомные электростанции на своей территории, включая Запорожскую АЭС. Что же касается продовольственной безопасности, то здесь имеется в виду, что торговые суда всех стран должны иметь беспрепятственный доступ ко всем портам Черного и Азовского морей.
«И третий пункт, с которым невозможно не соглашаться, – это обмен всех пленных с обеих сторон, и главное – возвращение украденных детей из России в Украину. Ведь есть решение Международного уголовного суда, что Путин и детский омбудсмен России Львова-Белова – просто международные преступники... Самое главное для Украины – что многие страны поддерживают ее позицию по достижению мира на основе международного права. Т.е. – восстановления территориальной целостности Украины в границах 1991 года», – суммирует Александр Дулеба.