Судебные процессы вряд ли окажут решающее влияние на выборы.
Как уже сообщалось, сына президента, Хантера Байдена, присяжные признали виновным по обвинениям, связанным с незаконным владением оружием (во времена его наркотической зависимости). Судье предстоит решить, отправить ли его в тюрьму (эксперты спорят о правоприменительной практике, но у Байдена-младшего это первая судимость). Приговор, скорее всего, будет обжалован, и это в любом случае затянется надолго. Джо Байден вновь выразил любовь и поддержку сыну: “Я президент, но еще я отец”. Ранее он заявил, что в случае обвинительного вердикта не прибегнет к праву помилования.
Нет сомнений, что процесс Хантера Байдена будет использован кампанией Трампа, который сам ожидает приговора после признания виновным на суде в Нью-Йорке, в его борьбе с Байденом-старшим. Однако, как и в случае Трампа, не очень вероятно, что признание Байдена-мл. виновным окажет существенное влияние на ход гонки. В недавнем опросе две трети респондентов сказали, что на их выбор кандидата это не повлияет, а среди тех, кто сказал, что повлияет, гораздо больше республиканцев, которые и так вряд ли проголосуют за Байдена. Впрочем, при очень близкой гонке (а сейчас она кажется такой) даже маленькие колебания могут быть судьбоносны.
И интересно, как будет выглядеть нарратив Трампа о том, что выдвинутые против него уголовные обвинения - это политическое преследование со стороны демократов и администрации Байдена. Министерство юстиции США (и одновременно генеральная прокуратура) - входят в состав исполнительной власти, но обладают известной независимостью от президента. “Независимость и беспристрастность” - первый пункт миссии департамента. Федеральные обвинения против сына президента вроде бы свидетельствуют, что министерство юстиции действительно независимо - хотя у Трампа может быть иное мнение.
При этом консервативные группы, разрабатывающие так называемый “Проект 2025”, предложения для администрации Трампа в случае его победы на выборах, предлагают поставить министерство юстиции под более прямой контроль президента. Вместе со все более частыми разговорами среди консерваторов о возмездии демократам в случае победы Трампа это производит устрашающее впечатление - что, в свою очередь, будет использовано кампанией Байдена как доказательство одного из его ключевых тезисов: что Трамп представляет угрозу самой американской демократии.
Нынешняя избирательная кампания в США наполовину состоит из судебной хроники. Дональд Трамп, фигурант четырех уголовных процессов, говорит, что это политическое преследование со стороны демократов, и намекает на возможное возмездие в случае победы на выборах.
Верховный суд США должен быть итоговым арбитром во всех судебных тяжбах, но значительная части общества сомневается в его беспристрастности, и это может оказать влияние на голосование в ноябре - если избиратели воспримут происходящее как угрозу демократии в США.
Что говорят стороны
Дональд Трамп, признанный виновным присяжными на суде в Нью-Йорке, несколько дней подряд в интервью заговаривал о возмездии тем, кто, как он считает, преследует его: "Они нас толкают на ужасный путь, и это может случиться и с ними", "Когда выборы закончатся, основываясь на том, что они сделали, у меня будет полное право преследовать их", "Иногда месть может быть оправдана".
Сторонники Трампа среди республиканцев тоже много высказываются о возмездии Байдену, его семье и прокурорам, которые вели дела против Трампа.
Джо Байден, сына которого судили по выдвинутым федеральными властями обвинениям, заявил:
“Трамп хочет, чтобы вы верили, что все подтасовано. Но нет ничего более далекого от правды… Дело слушалось 12 присяжными, отобранными так же, как все жюри в стране, и адвокат Трампа участвовал в отборе… Сейчас у него будет возможность подать апелляцию, как у любого гражданина страны. Так работает юстиция в Америке, и это безрассудно, опасно и безответственно говорить, что решение подтасовано лишь потому, что не нравится вердикт”. ”Он обвиняет и судебную, и избирательную системы в подтасовках. Ничего не может быть опаснее для американской демократии”. “Трамп ясно дал понять, что баллотироваться - это его способ отомстить”.