С концом бабьего лета в Латвии завершился массовый купальный сезон, в этом году выдавшийся особо драматичным — по крайней мере в медийном пространстве. С конца июня в латвийских СМИ стали появляться новости с пугающими заголовками: в этом году страна бьет все рекорды по числу утонувших. В качестве причин указывались нетипично солнечное лето, беспечность после самоизоляции в связи с пандемией коронавируса, системные недоработки самоуправлений и правительства. Газета "СЕГОДНЯ" выяснила основные причины беспокойства — и чем де–факто завершился актуальный купальный сезон.
"Сверхдержава утопленников"
В Латвии за обустройство пляжей и обеспечение безопасности на воде отвечают самоуправления. Сегодня насчитывается 57 общественных пляжей (33 у моря и 24 у внутренних водоемов), на которых согласно законодательству должна быть размещена пляжная пиктографика и регулярно замеряться качество воды, но не гарантируется высокий уровень оснащенности и присутствие спасателей. За безопасность на воде в Риге, Юрмале и Вентспилсе отвечает муниципальная полиция. А вот в Лиепае данную функцию недавно передали городской коммунальной службы. Впрочем, судя по данным самоуправлений, люди в основном тонут не в зоне оборудованных пляжей, а в "диких" местах.
Возмутителями спокойствия выступили портал, созданный Латвийской Федерацией плавания (Latvijas Peldēšanas federācija, LPF) и партнерами. Плюс вице–президент Латвийского общества врачей Роберт Фурманис, предположивший, что показатели 2020 года будут куда как печальней по сравнению с прошлогодними, и сформулировавший алармистский тезис о Латвии как "сверхдержаве утопленников". В середине июля прошла встреча президента Эгилса Левитса с активисткой НГО Peldēt droši ("Плыть смело") Зане Гемзе и президентом Латвийской федерации плавания Айваром Платоновсом.
Холодно — горячо
Айвар Платоновс подтвердил "СЕГОДНЯ", что в этом году ситуация действительно складывалась тревожнее, чем обычно: "Главным фактором выступает погода: чем холоднее лето, тем меньше несчастий на воде, чем теплее — тем больше. Чтобы человеческие жизни не только подвыпивших взрослых, но и детей не зависели от капризов погоды, не хватает системного подхода со стороны государства. По примеру стратегии предотвращения дорожно–транспортных происшествий наша федерация давно предлагает разработать четырехлетний план по предотвращению несчастий на воде и создать межведомственную рабочую группу под надзором премьер–министра. Представители федерации выступали на ответственной парламентской комиссии, встречались с президентом — есть надежда, что дело наконец сдвинется с мертвой точки".
Глава LPF подтвердил, что дело не сводится к одной заботе о пляжах. Только за июль–август три малолетних ребенка утонули в не оборудованных для купания прудах рядом с домом. Поэтому акцент надо делать на обучении плаванию по месту учебы в период с первого по третий класс. Овладев элементарными навыками поведения на воде, ребенок и родители смогут дальше сами решить, продолжать или нет. В случае принятия принципиального решения его осуществление во всех школах потребует времени, поскольку сегодня лишь четверть латвийских основных и средних учебных заведений имеют бассейны. В качестве примера для подражания Айвар Платоновс привел соседнюю Литву, где наладилось тесное сотрудничество между правительством и национальной федерацией плавания.
Бывало и хуже
Председатель правления Латвийской ассоциации спасателей (Latvijas Pludmales glabāju asociācija, LPGA), входящей в Европейскую международную федерацию спасения жизни, ILS–E, Андрис Краулис и инструктор LPGA Петерис Петерсонс подтвердили, что в масштабе ЕС Латвия вместе с Литвой лидируют по числу утонувших. А вот с актуальным прогнозом рекордного роста несчастий на воде они никак не могут согласиться.
"В данном случае СМИ используются, чтобы привлечь внимание общества к этому вопросу. Возможно, есть смысл напомнить людям об осторожности на воде, но насколько это решает реальные проблемы безопасности?" — формулирует риторический вопрос Петерис Петерсонс.
Согласно статистике, рекордным по числу несчастных случаев на воде стал жаркий 2010 год, унесший жизни 236 человек. Потом ситуация только улучшалась, а в прошлом году даже снизилась ниже психологически важной сотенной вехи — 96 человек. Что в нынешнем году?
"С начала этого года в водоемах Латвии утонул 91 человек — так что нет никаких оснований предполагать изменение общего тренда сокращения числа утонувших, — считает Андрис Краулис. — Один из главных вызовов латвийской ситуации — отсутствие статистики, включающей многие позиции. Часто звучащее заявление, что основной причиной несчастных случаев на воде является неумение плавать –— это всего лишь допущение. Не хочу сказать, что не надо учиться плавать, но, по моему опыту спасателя, мы имеем дело с комплексом причин. Наряду с обучением плаванию — точнее, основам поведения в воде, нужна рутинная работа по экспертизе публичных пляжей и разработке рекомендаций по их обустройству. Места купания следует оборудовать не только там, где удобно самоуправлению, а где люди де–факто заходят в воду. Первый шаг к безопасности — понимание самоуправлением рисков конкретного пляжа, позволяющее подобрать адекватное оборудование и режим работы спасателей".
А что на Западе?
Примечательно, что сегодня в Латвии оборудование пляжей и мест купания элементарным публичным инвентарем, включающим спасательный круг и шары, метательную веревку и багры, не является обязательным даже для яхтовых марин. Все зависит от доброй воли владельца.
При этом представители LPGA не являются сторонниками создания рабочих групп и принятия дополнительных законодательных актов. "Чрезмерная регламентация пляжного обустройства может укоренить плохую практику, когда вместо пиктограмм и разъяснений на легком языке устанавливают стенды с длинными и нудными постановлениями. Почему в таких странах, как Германия или Великобритания, высочайшие стандарты безопасности обеспечиваются не суровым законодательством, а многолетней работой добровольных организаций спасателей, плюс сознательность общества и самоуправлений? — задает свой вопрос Андрис Краулис. И продолжает: — В старых странах ЕС, в Великобритании и в мекке для спасателей, Австралии, самоуправления обращаются к добровольным спасателям за консультациями, им доверяют, к ним прислушиваются. Они же по соглашению с самоуправлениями осуществляют основную работу по спасению. Нас часто приглашают дежурить на массовых мероприятиях у воды, а вот с долговременными договорами с латвийскими самоуправлениями пока туго. Далеко не все готовы выделить средства на обустройство пляжей с адекватным уровнем снаряжения и постоянным дежурством".
Опыт Юрмалы
Большинство латвийских самоуправлений, заказавших у LPGA оценку рисков своих пляжей, пошли на это исключительно для получения престижного статуса Голубого флага, для чего эта процедура является обязательной. Примечательно, что одно из главных пляжных мест страны, город–курорт Юрмала, решил в этом году не тратить деньги на Голубой флаг, что подрывает и без того слабую мотивацию к усовершенствованию.
Глава Юрмальской службы спасения Эдийс Пиварунс пояснил газете "СЕГОДНЯ", что в Юрмале и без Голубого флага выполняются все требования безопасности. Из 12 мест для купания семь оборудованы стационарными спасательными станциями, плюс еще два мобильных модуля, несут дежурство вдоль всего побережья с девяти утра до девяти вечера. Об уровне безопасности свидетельствует факт, что в популярной Юрмале за весь сезон утонули всего два человека: один на диком пляже и еще один упал с яхты в открытом море.
Существенным вызовом в национальном масштабе главный спасатель Юрмалы считает недоработки в законодательстве, позволяющие заходить в воду в нетрезвом состоянии. "В любом случае Юрмала справится со своими пляжами, чего не скажешь о малых самоуправлениях, не обладающих достаточным финансированием на обеспечение качества общественных пляжей", — считает Эдийс Пиварунс.
При разнообразии мнений и риторических вопросов из всего вышеизложенного следует вывод: хотя Латвия остается в евролидерах по числу утонувших, рекорд в этом году ей не грозит.
Игорь ВАТОЛИН. Фото автора и LPGA.