Министр благосостояния Эвика Силиня ("Новое Единство") направила официальное письмо в Комиссию сейма по обороне, внутренним делам и предотвращению коррупции, заинтересовавшуюся детской преступностью.
Как явствует из документа, МВД ЛР уже более 10 лет содержит Информационную систему поддержки несовершеннолетних лиц (NPAIS), к которой относится ни много ни мало 8% из 260 тысяч детей Латвии.
Хотят действовать превентивно
Пользователями NPAIS являются государственная и муниципальная полиция, сиротские суды, социальная служба, служба пробации. Однако в ряду институтов государства, способных изучить эти данные, отсутствуют учреждения образования и здоровья.
Несмотря на внушительный охват — шутка ли, почти каждый 13–й ребенок страны в базе данных! — выяснилось, что "долгосрочное техническое исполнение имеющейся информационной системы не совместимо с осуществляемыми государством и самоуправлениями функциями в области защиты прав детей".
Сегодня в существующих рамках NPAIS, констатировала Э. Силиня, невозможно проведение ранних (превентивных) мероприятий. При том "существенные технические проблемные вопросы с большим финансовым влиянием не планируется решать"!
Торжество ювенальной юстиции
"Данные начинают отображаться только тогда, когда ребенок уже пережил существенную травму, например, насилие или оставление". Госпожа Силиня считает, что информационные ресурсы о детях нужно сделать более эффективными, для чего создан фонд Plecs ("Плечо"). "По существу предусматривается создать совершенно новую систему", — пообещала депутатам министр.
Так, сегодня 57% детей в базе данных — подростки старше 12 лет. А ведь нужно наблюдать детей, что называется, с младых ногтей. Потому будет применяться Скрининг раннего развития детей (BAASIK). В него будут включаться дети в возрасте с 1 года — путем опросов родителей; опросов педагогов дошкольных учреждений; тестов способностей и навыков детей; опросов, проводимых врачами. Последние, между прочим, будут "с оригинальным содержанием".
Следовательно, можно предположить, что если ребенок не сдаст некий "оригинальный" тест, придуманный тетей–доктором, то он может быть взят на карандаш.
А нам это надо? Вопрос в том, что границы семейного пространства теперь будут окончательно взломаны. Любое учреждение будет способно занести в компьютерную карточку ребенка свою долю сведений — и при этом познакомиться с ней сможет, к примеру, Управление по делам гражданства и миграции.
Разумеется, предусматривается, что детьми займутся только профессионалы, для чего задействуют программу ЕС под кодом 4.3.6.1.: "Совершенствование… квалификации специалистов, чья профессиональная деятельность связана с обеспечением защиты прав детей".
Ссылаясь на программные цели Евросоюза до 2027 года — "Способствовать социальной интеграции подверженных бедности или социальной заброшенности людей, в том числе самых малоообеспеченных и детей", глава минблага пообещала парламентской комиссии, что до конца 2024 года будет принята "новая стратегия" по работе с информационной системой, которая должна будет дойти до "каждого ребенка". Вот так, буквально.
Для справки
Эвика Силиня родилась в 1975 г., получила в ЛУ степень бакалавра социальных знаний, в Рижской юридической высшей школе — магистра. Была индивидуально практикующим присяжным адвокатом, издателем, с 2011 г. на госслужбе — советница, парламентский секретарь МВД; c 2019 г. — парламентский секретарь премьера А. К. Кариньша.