Обвиняемыми по делу стали бывший начальник отдела Департамента налоговой и таможенной полиции СГД Интарс Шталбергс, бывший заместитель начальника Первого следственного отдела Департамента финансовой полиции Инита Луре и бывший старший следователь Валтс Грундманис, сообщает LETA.
По версии обвинения, используя свое служебное положение, они вымогали материальные ценности (взятку) в организованной группе в крупном размере.
Двум из этих лиц предъявлено обвинение также в том, что, будучи государственными должностными лицами, они из корыстных побуждений злоупотребляли служебным положением, а также совершили подделку документа и его использовали.
"Они необоснованно начали уголовный процесс против некой фирмы за уклонение от уплаты налогов в крупном размере. После этого с членом правления фирмы неоднократно связывались и требовали с него взятку в размере более 90 000 евро, заявляя, что уплата взятки является единственным решением для устранения вредных последствий для него самого и его фирмы", — указывает обвинение.
Расследованием по данному уголовному процессу занималось Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК).
"Нужны два телефона в режиме полета"
Тут стоит напомнить: семейные предприятия Андриса Рамолиньша в деревообрабатывающей и лесной промышленности являются влиятельными игроками в отрасли. В принадлежащей ему компании Stiga RM занято порядка 250 работников, и уплаченная сумма налогов в госбюджет измеряется миллионами. Когда выяснилось, что у этого предприятия вымогают деньги, начался большой скандал.
В ходе следствия в неофициальном порядке всплыли шокирующие подробности.
Еще осенью 2021 года Рамолиньш получил сигналы о том, что против него фабрикуют заказное дело. И через некоторое время его разыскала следователь налоговой и таможенной полиции. Она сказала, что по семейным компаниям предпринимателя начат уголовный процесс. Но если он заплатит, то можно договориться.
Предприниматель не стал сомневаться, что сказанное сотрудницей СГД вполне может исполниться. О нем были собраны сведения, которые публично нельзя получить. Предпринимателю также сообщили секретные детали о других уголовных делах, находящихся в налоговой и таможенной полиции. Их могли знать только те, кто их расследует.
Предприниматель согласился на дальнейшие переговоры с работниками СГД. Но о требовании денег сообщил в БПБК.
Вымогатели взятки определили такие условия игры: бизнесмен должен был купить два новых телефона — общение происходило только через них. Телефоны должны были находиться в режиме полета и включаться в определенное время, сообщила передача Nekā personīga.
На очную встречу предприниматель должен был прийти один, без охраны. Каждый раз его обыскивали.
На переговоры приходил один и тот же человек. Однако не было сомнений, что в группу входят несколько работников налоговой и таможенной полиции.
Разговоры на кладбище
Вымогатель взятки назначал встречу в неожиданных местах и в неожиданное время. На секретный разговор с должностным лицом СГД предприниматель должен был являться даже на кладбище. За его территорией внимательно наблюдали другие люди, чтобы исключить, что за бизнесменом следят.
Были встречи, когда в целях предосторожности вслух никаких слов не произносилось, а сотрудник СГД писал требования на мониторе компьютера.
В свою очередь предприниматель, согласившись заплатить деньги — по частям, тянул время. Это было возможно, потому что ключевой персонаж взятки должен был прийти к соглашению с остальными участниками преступной группы.
В итоге преступная группа была задержана.
Позже прокуратура подтвердила, что против предприятий семьи бизнесмена Рамолиньша действительно было сфабриковано уголовное дело. Через два месяца прокурор отменил это незаконное постановление следователя налоговой и таможенной полиции.