В деле против главного российского оппозиционного политика косметический концерн проявил «cервильное потворство» Кремлю.
Французская косметическая компания Yves Rocher причастна к преследованию и тюремному заключению убитого в колонии Алексея Навального и его брата Олега. Именно сфабрикованное в 2012 году «дело Yves Rocher» поcлужило поводом для отправки Навального за решетку, когда он вернулся в Россию в январе 2021 года после отравления «Новичком». Тогда французское руководство компании объявило о своей «аполитичности». После убийства политика французский адвокат братьев Навальных напоминает о «сервильном потворстве» косметического концерна путинскому режиму.
В ноябре 2012 года к генеральному директору российского филиала французской компании Yves Rocher Брюно Лепру дважды приходили следователи из СК РФ. В декабре того же года французский топ-менеджер написал на имя главы СК донос на братьев Навальных, в котором, не называя ни конкретных цифр, ни фактов, сообщил о возможном ущербе, нанесенном компании «Ив Роше Восток» сотрудничеством с транспортным предприятием «Главподписка», принадлежащим братьям Навальным.
Прежде, чем отправить заявление в СК, Брюно Лепру предупредил французское руководство в штаб-квартире Yves Rocher в Бретани. Сразу после получения письма СК возбудил в отношении Навальных уголовное дело.
29 октября 2013 года Следственный комитет предъявил братьям Олегу и Алексею Навальным окончательное обвинение по делу о хищении более 26 млн рублей у компании Yves Rocher. 12 ноября того же года Басманный суд наложил арест на счета и имущество братьев по ходатайству следствия.
В ноябре 2014 года группа Yves Rocher объявила, что «не понесла никакого ущерба при сотрудничестве с транспортным предприятием „Главподписка”», принадлежащем братьям Навальным. «Мы провели аудит, который позволил установить, что цены, предлагаемые компанией „Главподписка”, были конкурентоспособными, поэтому мы не понесли финансовых потерь», — заявили в Yves Rocher. На вердикт в отношении братьев Навальных это заявление никак не повлияло.
30 декабря 2014 года Алексей и Олег Навальные были признаны виновными в мошенничестве и отмывании денежных средств. Замоскворецкий суд Москвы приговорил Олега Навального к трем с половиной годам колонии общего режима, а Алексея Навального — к трем с половиной годам условно. 17 января 2021 года, в день возвращения в Москву после прохождения в Германии курса лечения от последствий отравления «Новичком», Алексей Навальный был арестован «за многократные нарушения испытательного срока» по делу Yves Rocher. В феврале 2021 года Симоновский суд Москвы изменил Навальному условный срок на реальные два с половиной года.
«Yves Rocher — аполитичная компания»
Незадолго до приговора французская компания опубликовала заявление, в котором говорилось что Yves Rocher считает российское дело закрытым, а сама компания не собирается участвовать в политических дискуссиях, а потому отказывается комментировать происходящее в России.
«„Ив Роше“ — аполитичная компания. Мы никогда ни в какой форме не участвуем в политических дебатах и поэтому не желаем комментировать ситуацию в России», — подчеркивалось в этом тексте.
«Мы не хотим, чтобы нас использовали в политических целях или вовлекали в политическую ситуацию в России. Все это противоречит нашим ценностям и нашей миссии», — заявили в косметическом концерне уже после приговора Алексею Навальному, чей блог в «Живом журнале» назывался «Финальная битва между добром и нейтралитетом».
По мнению французского адвоката Алексея Навального Вильяма Бурдона, группа Yves Rocher стала объектом манипуляций. Хуже того, в деле против главного российского оппозиционного политика косметический концерн проявил, по его словам, «cервильное потворство» Кремлю.
«Моя душа спокойна»
«Я не знаю, какую именно тактику давления использовали следователи, но для них было важно, чтобы в деле оказалась иностранная компания. Это придавало ему солидности», — говорил в конце 2014 году в интервью Le Monde экономист Сергей Гуриев.
-Это молчание — главная их ошибка. Если бы они хотя бы предупредили посольство [Франции], они могли бы защитить себя. Но это бизнес, который привык иметь дело с таможней, а не попадать в такие щекотливые ситуации, — говорил в том же интервью пожелавший остаться анонимным французский предприниматель в Москве.
Журналистка Зоя Светова, которой — после долгих поисков — удалось, тогда же, в конце 2014 года, встретиться с Брюно Лепру, писала, что в ходе разговора Лепру настаивал: никакого давления на него не оказывалось. Он называл себя верующим человеком, а на вопросы о деле отвечал максимально уклончиво. «Моя душа спокойна», — сказал французский топ-менеджер в ответ на вопрос о том, испытывает ли он угрызения совести.
Как бы то ни было, в 2013 году Yves Rocher не продлила его контракт. В течение года Лепру оставался без работы, а потом устроился в парфюмерную компанию «Иль де боте», принадлежащую концерну LVMH, а позднее получил должность генерального управляющего в компании Sephora Middle East (также входящей в концерн LVMH) в ОАЭ.
На суд над братьями Навальными Брюно Лепру не пришел. Замосковорецкий районный суд отказался доставлять ключевого свидетеля принудительно. `
В июле 2019 года, Лепру, который тогда был на каникулах в Бретани, допросили в суде города Ван в рамках следствия по жалобе братьев Навальных по обвинению в «заведомо ложном доносе».
Как пишет L’Obs, отвечая на вопрос французского судебного следователя о том, оказывали ли на него давление сотрудники СК и просили ли написать заявление на Алексея и Олега Навальных, он ответил коротким «нет». На вопрос, почему он так и не явился в российский в суд для дачи показаний, топ-менеджер заявил, что адвокат компании Yves Rocher объяснил, что его присутствие на допросе «не является обязательным».
Сегодня, как указано на его странице в LinkedIn, Брюно Лепру вернулся во Францию и работает в созданной им компании PDB Conseil. Компания зарегистрирована в курортном городке Сен-Пале-сюр-мер на берегу Атлантики и оказывает услуги «коучинга и менторинга», а также консалтинговые услуги в области управления предприятиями.
Алексей Навальный верил в справедливое решение французского суда
В конце апреля 2019 года Алексей и Олег Навальные приехали в Ван, чтобы ответить на вопросы французского судебного следователя. «Нам очень важно, чтобы французское правосудие признало, что это дело сфабриковано, а участие „Ив Роше“ сыграло на руку политике Путина», — заявил тогда Алексей Навальный. Он отметил, что верит в то, что французское правосудие вынесет «справедливое решение» по этому делу.
«Очевидно, что „Ив Роше“ оказала услугу ФСБ, чтобы решить свои таможенные проблемы», — сказал французскому следователю Олег Навальный, освободившийся из колонии в июне 2018 года.
В июне 2021 апелляционный суд Ренна отклонил жалобу французских адвокатов братьев Навальных на отказ следственного судьи провести, по их запросу, дополнительные следственные действия по делу Yves Rocher.
В октябре 2021 года следствие по жалобе братьев Навальных на французскую компанию было закрыто.
В мае 2023 года Апелляционный суд Ренна подтвердил приговор нижестоящей инстанции, отклонившей иск Алексея Навального к компании Yves Rocher.
С тех пор дело было оспорено в Кассационном суде. Как сообщили RFI в суде, сейчас дело находится на рассмотрении в инстанции.
По словам адвоката Алексея и Олега Навальных Вильяма Бурдона, «трагическая гибель Алексея Навального, «вероятней всего», делает продолжение процедуры неактуальным».
-Когда Алексей вместе со мной и своим братом предстал перед следственным судьей в Ванне, он был счастлив оказаться перед независимым и свободным судьей, которому он мог объяснить, почему, по его мнению, представители Yves Rocher в России оказались пособниками [режима] и сознательно подали жалобу. Конечно, он надеялся, что эта процедура будет успешной. Но теперь мы должны признать, что шансов на ее продолжение очень мало. Поэтому, нам остается лишь почтить память Алексея, отдать ему дань уважения и надеяться, что свет, который он нес, будет и дальше светить для нас и придавать каждому из нас — в особенности россиянам — силу и мужество, — отметил Вильям Бурдон в комментарии RFI. Впрочем, по его словам, это разбирательство еще может продолжить Олег Навальный или вдова политика Юлия Навальная.
Цинизм Yves Rocher вызывает у меня отвращение — отвращение и шок. Мы продолжаем считать, что у нас есть крайне убедительные основания для судебного преследования тех, кто стоит за этим доносом [на Алексея Навального] с печатью [Yves Rocher]. Судьи в Ванне и апелляционный суд в Ренне не услышали наших аргументов. Не является ли это проявлением слабости? Думаю, что да.
Сейчас дело дошло до стадии Кассационного суда. Посмотрим, что будет дальше. Но те люди, которые до сих пор говорят, что решение, по которому приговорили Алексея, было принято судьями суверенного государства и что, по сути, нет никаких оснований оспаривать это решение, лучше других понимают и знают Россию, потому что именно там они открыли бесчисленное количество магазинов. Так вот, учитывая их близость к режиму, они лучше других знают, что в России нет независимых и свободных судей, что это послушные, покорные судьи, которые согласились участвовать в этой комедии, по итогам которой был приговорен Алексей. Для нас и так было невыносимо, что они написали донос. Но они продолжают следовать той же циничной логике, — подчеркнул он.