Экстрадиция разыскиваемых латвийскими правоохранительными органами лиц из России прекратилась, сообщил во вторник на заседании комиссии Сейма по обороне, внутренним делам и предотвращению коррупции главный прокурор отдела контроля и международного сотрудничества Генеральной прокуратуры Айвар Остапко.
Для справки: экстрадиция или выдача — форма международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью, заключающаяся в аресте и передаче одним государством другому (по запросу последнего) лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления (для судебного разбирательства).
Для экстрадиции преступников используются международные договора. Был такой у ЛР и РФ. Однако 18 января Сейм принял закон о денонсации договора о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам с Россией.
Отвечая на вопрос о будущем сотрудничестве с Россией, Остапко отметил, что Латвия все еще может сотрудничать с соседней страной на основе международной конвенции в области правовой помощи.
"То, с чем мы непосредственно сталкиваемся, это то, что экстрадиция из России полностью прекратилась. Это факт. С другой стороны, в сегодняшних геополитических условиях мы не можем хотеть всего", - сказал Остапко.
В то же время это не означает, что Латвия не запрашивает и не настаивает на том, чтобы Россия выполняла ее просьбы о правовой помощи.
По данным прокуратуры, в прошлом году Латвия направила иностранным государствам 708 запросов о правовой помощи, что на 129 больше, чем в 2022 году. 162 запроса были направлены в Литву, 73 - в Россию, 45 - в Украину, 44 - в США.
Большинство запросов было направлено по уголовным расследованиям об отмывании денег, уклонении от уплаты налогов, нарушениях санкций, введенных международными организациями и Латвией.
124 человека в прошлом году были объявлены в международный розыск, в том числе 67 запросов об экстрадиции были направлены в иностранные государства - 19 запросов в страны за пределами Европейского союза и 48 европейских ордеров.
Наиболее часто запросы об экстрадиции за пределы Европейского союза направлялись в Великобританию, а в пределах Европейского союза - в Германию и Нидерланды.